В редакцию обратились читатели с вопросом: почему в супермаркете TARGET цена на хлеб для диабетиков более чем в два раза превышает цену на такой же диабетический хлеб, реализуемый по городу. Разница в цене показалась внушительной. Вспомнился анекдот о старушках, с которых — если грабить, отнимая даже по пять копеек, — «то уже и на рубль наскребешь».

Хлеб для диабетиков в нашем городе продают практически во всех киосках и супермаркетах города. Как правило, это такие маленькие (триста-четыреста граммов) ржаные кирпичики, запаянные в целлофан и украшенные обаятельными ценниками: хлеб диабетический, цена — шестьдесят-шестьдесят пять копеек. Только в супермаркете TARGET он стоит одну гривну тридцать девять копеек.
Почему? Оказывается, в TARGETе хлеб — «не такой же», как всюду. В TARGETе он — таргетовский. В смысле, испеченный в собственных таргетовских пекарнях. Поэтому TARGET как производитель имеет полное право устанавливать на свою продукцию любую цену, какую посчитает правильной.
На правах потребителя я решила провести сравнительный анализ диабетического хлеба по Харькову. Через неделю пришла к выводу: не так уж эти буханки и отличаются друг от друга. Ну разве что самую малость.
Производители
Для чистоты эксперимента хлеб покупался только в супермаркетах. В супермаркете TARGET мне предложили кирпич таргетовского производства, в BILLA — кирпич ЗАО «Хлебозавод «Салтовский», в LETTO — только батон, тот же Салтовский хлебозавод.
Рецепт
Индивидуальный. Нет, конечно, мука, соль, масло в обязательном порядке, но рецептура у каждого производителя своя. Это раньше хлеб для всей страны пекли по одному образу и подобию. А сегодня рецепт у каждого производителя свой — единственный и неповторимый. А как же ГОСТы? ГОСТы существуют. Например, на качество используемой муки для выпечки. Или на допустимые нормы влажности в помещении. Это не я сказала. Это сказал сотрудник Салтовского хлебозавода.
Упаковка
Хлеб «Хлебозавода «Салтовский» — состав сырья (ржаная мука, проросшие зерна пшеницы и т.д); энергетическая ценность: количество калорий, белков, жиров и витаминов; номер телефона и факса, пожелание приятного аппетита.
Батон «Хлебозавода «Салтовский» — адрес, телефон, факс, пожелание приятного аппетита.
Хлеб «Диабетический» TARGET — вес, цена, фамилия оператора.
Цена
Кирпич «Хлебозавода «Салтовский» — 0,60 грн. Вес — 300 г.
Батон «Хлебозавода «Салтовский» — 1, 20 грн. Вес — 350-400 г.
«Кирпичи» производства TARGET — 1.38 грн. Вес — 300 г.
В заботах о населении законом было определено, что «государство регулирует цены путем установления предельного уровня цен или предельных отклонений от государственных цен» (ст. 8 Закона «О ценах и ценообразовании»).
21 октября 1994 года Кабинет министров принял постановление № 733 «Про ціноутворення в умовах реформування економіки», которым были утверждены «предельные размеры повышения цен и тарифов на продукцию». Одним из видов искомой продукции был указан хлеб и булочные изделия для диабетиков. А также то, что «предельные размеры рентабельности на хлебобулочные изделия в процентах составляют пятнадцать процентов».
Если попроще — еще в 1994 году государством было установлено, что цены на определенные продукты не могут быть выше установленного им (государством) максимума. Кстати, тогда, в 1994 году, этих продуктов было больше десяти, а на сегодня установленный максимум распространяется только на хлеб. Обычный и диабетический. Его (хлеба) стоимость при продажах в супермаркетах не может превышать более чем на 15% цену производителя.
Таким образом (принимая во внимание требования действующего законодательства), можно подсчитать, что цена производителя:
Салтовский хлебозавод — около 0,50 грн. для кирпичика и 1,02 грн. для батона.
Пекарня TARGET, очевидно, самая дорогая — не менее
1,18 гривны.
Для сравнения — цена реализатора на:
— стандартный пшеничный батон хлебозавода: от 1 грн. 10 коп. до 1 грн. 50 коп. (вес 350-400 г);
— стандартный кирпич ржаного хлеба того же хлебозавода: 1 грн. 20 коп. (вес
750 г).
Вкус и качество
Это кому что нравится. Кто покупает хлеб только от Хлебозавода, кто печет сам, кто мученически возводит глаза к небу и признается, что на вкус и таргетовский, и хлебозаводский — жуткая гадость (как и любой диабетический).
Насчет качества... За экспертной оценкой лучше обратиться к профессионалам. Как дилетант-потребитель могу отметить, что все «опытные образцы» пролежали у меня на кухне запаянные в целлофан ровно неделю в абсолютно равных условиях. И в результате:
— хлеб «Хлебозавода «Салтовский» превратился в сухарь;
— батон «Хлебозавода «Салтовский» превратился в очень твердый сухарь;
— буханка из пекарни TARGET превратилась в сухарь. Но заплесневелый.
Не в этом ли кроется «ноу-хау», обуславливающее разницу в ценах на производство?
Справка

Политика ценообразования стала составной частью общей экономической политики нашей страны в 1990 году, с момента принятия Закона Украины «О ценах и ценообразовании». Тогда же ее (политику) направили на обеспечение сбалансированного рынка способов производства, товаров и услуг и на противодействие монопольным тенденциям производителей продукции (ст. 3 Закона «О ценах и ценообразовании»).