Что кроется за дороговизной бензина на отечественных автозаправках — объективные рыночные механизмы или попытки нефтетрейдеров получать сверхприбыль за счет армии автолюбителей? Давайте попробуем разобраться.

В минувшие выходные автор этих строк проезжал через Донецкую и Луганскую области и лично убедился, что информация о дороговизне тамошнего топлива — чистая правда. Если на автозаправках Харьковщины вполне реально приобрести литр 95-го даже за 4,40 грн., то автомобилистам упомянутых регионов Востока Украины купить его же дешевле 4,70, что называется, «не светит». Еще в начале августа правительство сообщало, что украинские нефте-
перерабатывающие заводы сократили производство бензина на 13,8% и солярки на 23,7%. Вряд ли разницу в ценах можно объяснить наличием в Харьковской области завода в Шебелинке, чьи объемы производства просто смешны по сравнению с Лисичанским НПЗ, расположенном на той же Луганщине.
С одной стороны возникают вполне понятные подозрения: «А почему так? Неужели в соседних регионах бензин другой?» С другой стороны, не нужно зарываться в какие-то размышления о подводных (или того хуже — политических) течениях. Достаточно вспомнить обыкновенный закон экономической теории, который гласит: цена на тот или иной продукт определяется (в рыночных условиях, конечно) соотношением спроса и предложения. Все просто: чем выше спрос и финансовые возможности потенциального покупателя — тем большую цифру можно указывать на ценнике.
Для объяснения конкретной ситуации — 30-копеечной разницы в цене на А-95 — обратимся к официальной статистике. Самая высокая средняя заработная плата в июле 2006 года (более свежей информацией мы пока не располагаем) зафиксирована в Киеве (1784 грн.), Донецкой (1225 грн.) и Днепропетровской (1184 грн.) областях. В столичном регионе своя специфика, на которую влияет близость центральных органов власти и ее контролирующих структур. А вот небедным Донетчине и Днепропетровщине (где даже талоны на бензин вводили) с этим повезло меньше, как и просторам Луганской области, страдающей, скажем так, рикошетом — влияет соседский донецкий спрос. Впрочем, Луганщина и сама по уровню среднестатистического дохода (1055 грн.) входит в пятерку, оставив позади, в частности, и наш регион с цифрой в 1012 грн.
Таким образом, несмотря на многочисленные разговоры о сговоре нефтетрейдеров с целью получения сверхприбылей в период уборочной кампании, у подорожания бензина есть объективные причины, объясняемые рыночными механизмами. При более пристальном взгляде видно, что стоимость топлива на АЗС не в последнюю очередь зависит и от уровня потребительских цен. Скажем, в начале мая нынешнего года одновременно со снижением потребительских цен кратковременно падала и стоимость горючего. Сейчас же бензин дорогой, но транспорта на дорогах и клиентов на АЗС меньше не стало — значит спрос есть.
Однако нельзя не учитывать и фактор стоимости нефти на мировом рынке. Если год назад эксперты ужасались 50 долларам за баррель, то сегодня их не особо пугают и 75. Эти глобальные процессы тоже влияют на цену бензина. Правда, качество бензина на Украине в целом, и в Харькове в частности, мягко говоря, далеко от идеала. Мы уже писали о случаях выхода из строя автомобилей тех харьковчан, которые рискнули залить в бензобак местную жидкость — явно не бензин! а также о том, что в 2005 году «Харьковстандартметрология» забраковала 734 тонны нефтепродуктов. Страшно даже представить, чем разбавляют и из чего «гонят» бензин народные умельцы, но откровенную «некондицию» легко можно выявить даже по запаху автомобильного выхлопа.
Еще сто лет назад Генри Форд (первооткрыватель конвейерной сборки) вывел рецепт коммерческой удачи, главный постулат которого звучит примерно следующим образом: лучше продать дешевле, но много. В украинском обществе почему-то привыкли получать большую прибыль, не напрягаясь для этого. Харьковскому региону еще повезло — нас спасает конкуренция между владельцами АЗС, которых насчитывается сотни полторы.
Не дает покоя цена на бензин и тем, кто так или иначе «завязан» на использовании топлива. Взять тех же перевозчиков, которые работают на городских маршрутах и воюют за повышение стоимости проезда. Иногда такие требования обоснованны, но бывает и так, что проезд дорожает больше, чем само топливо. Между прочим, в том же Луганске, где бензин подороже будет, проезд в маршрутных такси заметно дешевле нашего (через весь город — 0,75-1,0 грн.). Не в убыток же они работают!
В июле руководители Харьковской обладминистрации заявляли о том, что сельскохозяйственные предприятия региона располагают достаточным запасом топлива для начала сбора урожая. По информации, полученной в ХОГА, некоторые районы области обеспечили себя топливом на 130-200%. Губернатор хвалился, что агропредприятия своевременно создали необходимый запас топлива и таким образом сбили ажиотаж на рынке. Конечно, то, что сейчас происходит с ценами на бензин, ажиотажем назвать трудно, но и радужных перспектив пока не видно.
Бензин приблизился к отметке 1 доллар/литр, и неизвестно еще, сколько бы он стоил для среднестатистического украинца, если бы не очередное вмешательство очередного украинского правительства. Ну не выходит у нас иначе! Помнится, несколько месяцев назад тогдашний секретарь СНБОУ Анатолий Кинах оптимистично заявлял о том, что ситуация на рынке контролируется и у государства есть ресурс нефти и нефтепродуктов для удержания цен «в рамках». То ли Кинах неправду сказал, то ли ресурс успели куда-то «сплавить»...