Впервые за многие годы жилищно-коммунальная сфера Харькова будет кардинально реформирована. За образец берется реформа ЖКХ Москвы, стартовавшая в 1998 году и имевшая значительный успех. Национальный пилотный проект реформы 5 сентября представили в горисполкоме.

То, что с нашим жилищно-коммунальным хозяйством давно пора что-то делать, понятно всем. Но как-то все благие начинания прошлых лет в основном ограничивались лишь повышением тарифов. А между тем обшарпанные подъезды, разбитые лестницы, ломающиеся лифты ежедневно продолжают «радовать» своим видом харьковчан. Естественный спутник всей этой разрухи — стабильно низкий уровень платежей за отсутствующий сервис. Ведь надо быть волшебником, чтобы убедить человека заплатить за то, чего он, по сути, не покупал. Ежемесячно город несет трехмиллионные убытки от такой жилищно-коммунальной деятельности. Чтобы кардинально изменить унылую ситуацию в ЖКХ, сделать его прибыльным и эффективным, предлагается пойти по пути москвичей. Проект, автором которого является российская консалтинговая компания OXS, получил одобрение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. А Харьков — точнее пока что Киевский район города — выбран пилотным для реализации проекта. Представитель компании OXS Татьяна Подберецкая рассказала, что в Москве была создана «идеальная схема отношений» между потребителем и поставщиком услуг. Есть управляющая компания, которая выступает как заказчик услуг, она взаимодействует с тепловиками, газовщиками, жилищниками и водопроводчиками. «Управляющая компания работает на основании договорных отношений с потребителями и поставщиками услуг, она является ответственной как перед поставщиком, так и перед потребителем», — объяснила Татьяна Георгиевна. По ее словам, прозрачность расчетов должен обеспечить расчетно-кассовый центр. С его созданием у людей появится возможность контролировать, каким образом расходуются их деньги. В результате таких преобразований харьковчане должны стать «хозяевами положения, но никак не заложниками». Татьяна Подберецкая поделилась своими впечатлениями о состоянии ЖКХ первой столицы. Сегодняшний Харьков напоминает ей Москву середины 90-х годов: «Если бы вы посмотрели на наши дворы в 97-м году, вы бы ужаснулись. Ностальгии по тому времени я не испытываю. Сегодня вся Москва выглядит достаточно достойно».
Одно из основных направлений реформы — создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг. На конкурсной основе будет определяться, кому поручить обслуживание домов и придомовых территорий: ЖЭКам или частным фирмам. Городские власти хотят стимулировать создание кондоминиумов. Согласно данным, озвученным советником городского головы по экономическим вопросам Фазилем Аббасовым, сегодня в Харькове всего 4% домов находятся в собственности ОСМД и жилищных кооперативов. Жильцы кондоминиумов самостоятельно решают, каким быть их дому, кому и на каких условиях сдавать нежилые помещения, как распределять прибыль, полученную от сдачи в аренду этих помещений. Если совладельцы не смогут определиться с выбором управляющего, на помощь придут менеджеры, обученные за счет бюджетных средств.
С новыми подходами к управлению жилищно-коммунальным хозяйством у харьковчан появится возможность получать достойного качества услуги, обещают городские власти. Но многое, подчеркивает Фазиль Аббасов, зависит от самих харьковчан, от того, насколько они хотят жить лучше, от того, как они воспримут реформу. Первые результаты реформы харьковчане должны ощутить через год, предположительный срок ее реализации — четыре года.