23 декабря 2011 исполняется 140 лет системе газоснабжения Харькова.

19 марта 1869 Харьковской Городской Думой был заключен контракт с петербургской фирмой «Зандлер и Арман» на обустройство в Харькове газового освещения. Предприниматели так же имели право доставлять для освещения газ частным лицам, казенным и общественным учреждениям за особую плату. Согласно контракту Городская Дума отдавала фирме в концессию на 50 лет право на обустройство и развитие газового освещения в Харькове, а по истечении срока все права на собственность возвращались Городской Думе. Фирма обязана была установить 1 тыс. газовых фонарей, свет каждого из которых должно было равняться свету от 14 стеариновых свечей, в тех улицах и местах, которые указывались Городской Думой по согласованию с компанией. Это были центральные части города, где жила и работала городская элита. На Мароховецкой набережной компании было выделено место для строительства газового завода, а в 1870 году в Харькове было образовано Общество «Газоснабжение и Водоснабжение», которое и должно было принять на себя решение вопросов газификации города и его водоснабжение.

Увы, фирма не выполнила свои обязательства перед Городской Думой и харьковчанами, и к сроку (8 октября 1871 года) Харьков не был освещен. Однако, за 2 дня до католического Рождества, 23 декабря 1871 газовые фонари все же загорелись в Харькове впервые. Вот как отмечала газета «Харьковские губернские ведомости» в № 189 от 28 декабря 1871 года: «За два дня до праздников в Харькове впервые зажгли газовые фонари. Они горели очень ярко и, согласно отзывам видевших газовое освещение в Петербурге и Москве - лучше столичных!».

В 1871 году завод на Мароховецкой набережной был наконец построен, в том числе и газопроводы от него. Область газового освещения в Харькове на востоке заканчивалась Михайловской площадью, на западе – газовым заводом, жандармской площади и Александровской улице, на севере – Сумской улице к ветеринарного института, Клочковской до Мордвиновской, Германской до улицы Чернышевского, а на юге - Кузнечной улице и Нетеченским бульваром. Остальная часть города освещалась керосиновом фонарями, которых, впрочем, в 1871 году было всего 128.

Но вскоре оказалось, что мощность газового завода, не позволяет значительно расширить освещаемую территорию города.

В 1885 году был основан Химико-технологический институт (ныне – Харьковский Национальный Технический институт «ХПИ») как практический технический институт с двумя отделениями – механическим и химическим. При нем для обучения студентов химического факультета, а также для освещения территории института в 1889 году был построен Опытный газовый завод, ввод в эксплуатацию которого дал Харькову возможность дальнейшем прокладывать газопроводы для расширения осветительной сети и даже газифицировать жилые дома.

Коксовый газ

Постепенный рост газопотребления вызвал необходимость пересмотра функционирования системы газоснабжения на светильном газе. Для этого было принято решение перейти на газоснабжение города коксовым газом, который производился Харьковским опытным коксохимическим заводом, строительство которого, было начато еще в 1930 году. В этом же году был основан трест «Харгаз». Через два года завод был введен в эксплуатацию и был единственным опытным предприятием коксохимической промышленности в СССР.

В октябре 1941 года газоснабжение города прекратилось, так как большая часть газового хозяйства, в том числе и его главные сооружения (газгольдер, сероочистная и компрессорная станции), производственные и подсобные помещения были полностью разрушены немецкими оккупантами. Большая часть подземных и наружных газопроводов и сооружений на них вышли из строя. Исполнительно-техническая документация на подземные коммуникации была полностью уничтожена или утеряна. Квалифицированные специалисты треста «Харгаз» погибли на фронте или в рядах народного ополчения. Полное отсутствие рабочих механизмов, автотранспорта, недостаток материала и запчастей – все это усложняло работы по восстановлению газоснабжения в городе Харькове. В целом газовое хозяйство Харькова в таком состоянии было неспособно продолжать нормальную эксплуатацию и обеспечивать бесперебойное газоснабжение населения, коммунально-бытовых и промышленных объектов.

Лишь в октябре 1943 года, после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, трест «Харгаз» возобновил свою деятельность.

Природный газ

3 мая 1950 из скважины №1, пробуренной бригадой бурового мастера А. Мелешко, ударил мощный газовый фонтан, возвестивший об открытии Шебелинского газоконденсатного месторождения. По размеру данное месторождение на тот момент было крупнейшим в Европе, а по количеству обнаруженного природного газа, относилось к уникальным месторождениям в мире. Его запас составлял 650 млрд. м³ на глубине от 2 до 4 км. 18 ноября 1955 в тресте «Харгаз» состоялось оперативное совещание, на котором решался вопрос о разработке практических организационно-технических мероприятий по приему Харьковом природного газа Шебелинского газоконденсатного месторождения.

Важное и ответственное задание по переводу такого промышленного гиганта как Харьков из коксового на природный газ требовало от участников совещания грамотной подготовки в данном вопросе. Ведь осуществление перевода планировалось без остановки системы газоснабжения города и в таких масштабах оно не имело аналогичного опыта в других городах страны. Существующий в этом вопросе опыт зарубежных коллег из США и Италии, оказался для газовиков неприемлемым, поскольку процесс перевода в этих странах осуществлялось на протяжении нескольких лет с большими материальными затратами и полной заменой всей газовой аппаратуры.

Однако задача была выполнена: газовое хозяйство Харькова было переведено на природный газ всего за один год – в период с 1956 по 1957 гг без прекращения подачи газа потребителям, без аварий и несчастных случаев, и при незначительных материальных затратах.

С поступлением природного газа началась массовая газификация города. Одновременно переводились на газовое отопление котельной, газификувалися предприятия, коммунально-бытовые объекты, жилые дома.

В 1968 году система газоснабжения города уже была двухступенчатой, однако для более надежного и качественного обслуживания города было принято решение о переводе города на трехступенчатую систему, строительство которой продолжалось в течение 12 лет и закончилось в 1980 году.