Украинский парламент на предстоящей пленарной неделе рассмотрит правительственный законопроект по реформированию нефтегазового комплекса.

Как сообщается на сайте Верховной Рады, законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования нефтегазового комплекса" включен в повестку дня сессии на 10 января.

Законопроектом предлагается внести изменения в закон Украины "О трубопроводном транспорте", а также в закон "Об управлении объектами государственной собственности".

Предлагается предоставить полномочия Кабинету министров Украины,необходимые для реформирование Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины".

Согласно предлагаемым изменениям, "реорганизация (слияние, присоединение, раздел, преобразование) государственных предприятий, дочерних предприятий НАК "Нафтогаз Украины", которые осуществляют деятельность по транспортировке магистральными и/или распределительными трубопроводами, хранению в подземных газохранилищах, и НАК "Нафтогаз Украины" осуществляется по решению Кабинета министров Украины".

В соответствии с действующим законом "О трубопроводном транспорте", реорганизация (слияние, присоединения, раздел, отделение, преобразование) государственных предприятий трубопроводного транспорта, а также их приватизация запрещаются. Запрещается также отчуждение основных фондов государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, передача их с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, управление, передача в уставный фонд других юридических лиц основных фондов и акций таких предприятий. Запрет также распространяется на какие-либо действия, которые могут привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК "Нафтогаз Украины", дочерних и учрежденных ею предприятий и газохранилищ.

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады высказало ряд замечаний к данному законопроекту. В частности, разрешение по решению Кабмина осуществлять реорганизацию компании "Нафтогаз Украины" противоречит ст. 80 закона Украины "Об акционерных обществах" и не отвечает ст.59 Хозяйственного кодекса.

Согласно закону "Об акционерных обществах", объединение, присоединение, разделение и преобразование акционерного общества осуществляется по решению общих сборов, а в случаях, предусмотренных законом, - по решению суда или соответствующих органов власти. То, что госпредприятия, которые проводят деятельность по транспортировке магистральными и/или распределительными трубопроводами, хранению в подземных газохранилищах, будут реорганизовываться лишь по решению Кабмина, не отвечает ст.59 Хозяйственного кодекса, согласно которой прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации по решению собственника (собственников) или уполномоченных органов, по решению других лиц - учредителей субъекта хозяйствования или их правопреемников, а в случаях, предусмотренных законами, - по решению суда.

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады также отмечает, что, поскольку НАК "Нафтогаз Украины" входит в перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации, передача имущества этой компании другим юридическим лицам, которые создаются на базе ее имущества, фактически означает, что соответствующее имущество может быть приватизировано.

Существует также альтернативный законопроект народного депутата Юрия Кармазина (фракция НУ-НС), который тоже включен в повестку дня на вторник. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту "О внесении изменений в закон Украины "О трубопроводном транспорте", принятие документа будет способствовать предотвращению коррупционных действий в газовой сфере.

Главное экспертное управление рекомендует по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении возвратить его на доработку. Управление также отмечает, что позитивные положения законопроекта Кармазина целесообразно использовать при доработке правительственного документа. В частности, это касается запрета приватизации предприятий, созданных вследствие реорганизации "Нафтогаз Украины".

В то же время, комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности не смог принять решение ни по одному из законопроектов.

Напомним, что 3 января заместитель председателя Верховной Рады Украины (избран по спискам БЮТ) Николай Томенко предположил, что тайм-аут в переговорном процессе с РФ по газовому соглашению был взят из-за необходимости выполнения украинскими властями требований российской стороны по реорганизации и возможной приватизации украинской газотранспортной системы и НАК "Нафтогаз Украины".

29 декабря премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что украинская сторона не исключает обращения в Международный арбитраж, если не сможет достичь взаимопонимания в газовых переговорах с Россией.

А министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил, что Украина в 2012 году, согласно поданной заявке, планирует закупить у Российской Федерации 27 млрд куб м природного газа. Однако по действующим контрактам, с учетом условия "бери или плати", минимальный объем закупки должен составлять 33,3 млрд куб м.

Ранее сообщалось, что Украина безуспешно добивается снижения стоимости российского газа. Вместе с тем, глава "Газпрома" заявлял, что после Нового года возможно подписание дополнительного соглашения к действующим газовым контрактам.

28 декабря, после получения Россией разрешения Турции на прокладку газопровода "Южный поток" в своих территориальных водах, глава российского "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что окончательная мощность нового газопровода будет зависеть от позиции Украины. Миллер напомнил, что газопровод предполагает строительство 4 ниток по 15,5 млрд куб м. Ввести в строй первую нитку планируется в декабре 2015 года.

До получения россиянами разрешения на строительство газопровода от Турции Украина могла рассчитывать на то, что проект "Южный поток" не состоится, но теперь никаких ограничений на его реализацию нет. Таким образом, от того, сможет ли Украина предложить "Газпрому" интересные условия для сотрудничества, зависит будущий объем транзита газа через ее территорию и стоимость газа для украинской стороны.

Ранее СМИ сообщали, что текст нового газового соглашения включает в себя договоренность о создании газотранспортного консорциума, а цена газа в нем будет определяться по новой формуле. "Она (цена) будет выше белорусской, но существенно ниже нашей нынешней", - сказал источник в Кабмине. Нынешняя украинская цена - около 400 долларов за тысячу кубометров, а белорусская на 2012 год - 165,6 доллара.

Ранее в украинском правительстве выражали надежду, что цена на российский газ для Украины в случае успешного завершения переговоров с Россией может составить около 224 долларов за тысячу кубометров.

Президент Украины считает, что цена российского газа для Украины не должна превышать 250 долларов за 1 тыс куб м. Он сообщал, что Украина настаивает на снижении цены российского газа до уровня европейской цены с сохранением дополнительной скидки в 100 долларов за 1000 куб м с учетом заключенных в 2010 году Харьковских соглашений.

Цена российского природного газа, импортируемого в Украину НАК "Нафтогаз Украины", в первом квартале 2011 года возросла до 264 долл за 1 тыс куб м по сравнению с 252 долл за 1 тыс куб м в четвертом квартале 2010 года. Во втором квартале 2011 года эта цена, по данным НАК "Нафтогаз Украины", составляла около 297 долл за 1 тыс куб м, в третьем - около 355 долл за 1 тыс куб м, а в четвертом - около 400 долл за 1 тыс куб м.

"Газпром" и "Нафтогаз Украины" 21 апреля 2010 года подписали дополнения к контракту на поставку газа, согласно которым украинская сторона получила скидку в цене на газ, равную величине снижения экспортной пошлины при поставках газа в Украину.

Согласно газовым контрактам от 19 января 2009 года между "Нафтогазом" и "Газпромом", цена газа для Украины пересчитывается ежеквартально по специальной формуле. В неё заложена базовая цена в 450 долл за тысячу кубометров, а также привязка к котировкам мазута и газойля Platts с девятимесячным опозданием.