Она неугомонно шалит на сцене, лихо танцует и делает кульбиты... Она взрывает публику нереальной энергетикой. И при этом актрисе Государственного академического украинского драматического театра им. Т.Г. Шевченко Ларисе Луниной 3 января исполнилось 60 лет!

С этим удивительным человеком разговаривала корреспондент «ВХ» Марина Ефанова.

В три года Лунина стала предводителем мальчишек


Лариса Лунина родилась в Запорожье. О том, что станет актрисой, она не сомневалась даже в нежном возрасте. Когда ей было два года – она собирала семейную аудиторию, взбирались на табурет и громко объявляла саму себя почти стихами: «Выступает актриса – Лунина Лариса!» Свою вулканическую энергетику будущая актриса тоже проявила очень рано. Во дворе она была единственной девочкой, но умудрилась стать «вождем краснокожих» и среди мальчишек. Правда, этот статус ей пришлось отстаивать в нелегких боях.

– Я по натуре лидер, и это проявилось еще в детстве, – вспоминает актриса. – Мне часто доставалось от мальчишек. Но однажды, когда я со слезами жаловалась дома, что меня снова побили ребята, отец сказал: «Я устал ходить и разбираться. Тебе три года, ты уже взрослая. Бери палку и отбивайся». Я взяла палку и отбилась. С того момента я стала предводителем компании. Так я научилась побеждать и отстаивать себя.

– У нас был потрясающий двор, – рассказывает актриса. – Рядом находились магазины и местом наших игр был двор для тары с ящиками и бочками. Мы строили между ящиками халабуды, как мы их называли, типа катакомб, при этом часто находили там припрятанную грузчиками или уборщиками колбасу. Или пацаны спускали меня за ноги на дно бочки и я собирала там остатки кильки... Мама знала, что отстирать меня невозможно, поэтому выдавала для улицы «спецодежду»: у меня были специальные пальто, байковые шаровары на резинках, обувь, в которых можно было везде лазать.

Тогда же, в детстве, маленькая Лариса испытала свой первый панический ужас в жизни.

– Когда я была дошкольницей, мы играли в «похороны». Хоронили, естественно меня. Пацаны закрыли меня в фанерном ящике и перевернули крышкой к асфальту. И пока они меня «отпевали» – я просто умирала от страха. После этого у меня остался дикий ужас перед закрытым маленьким пространством.

Она не стучалась – ее звали сами


– Лариса окончила школу с золотой медалью, была комсоргом школы, перед такой отличницей и активисткой были открыты все вузы, – говорит завлит театра им. Т.Г. Шевченко Елена Седунова. – Но артистическая натура взяла свое.

Родители были категорически против театрального: идти в артистки с золотой медалью было не престижно. Поэтому сначала она сдала два экзамена в машиностроительный институт в Запорожье, а потом забрала документы и поступила в харьковский институт искусств.

– Слава богу, я правильно выбрала свой путь. Театр – это мое, – не сомневается Лариса Лунина.

Эту маленькую подвижную актрису с вулканической энергией зрители оценили сразу.

– Как только она выходит на сцену – сразу берет зал и не сбавляет накала до конца спектакля, – подтверждает Елена Седунова. - Поэтому она не стучалась в двери ни одного театра – ее только приглашали.

Сначала Ларису Лунину пригласили в днепропетровский ТЮЗ. Но великолепные рецензии, которые сопровождали спектакли с ее участием, заинтриговали директора харьковского ТЮЗа настолько, что он сразу же предложил ей роль. На сцене харьковского ТЮЗа она прожила 27 лет, причем оказалась не просто ведущей актрисой – она стала легендой театра.

– Мои первые роли были шкодные: мальчишки, Зайка-зазнайка, Конек-горбунок, серый мышонок-дурачок в «Коте Леопольде». После 40 лет переквалифицировалась в принцесс, королев. Но, пожалуй, самая любимая роль – Крошка Цахес. Там воплотилась вся моя энергетика. За эту роль я получила муниципальную премию имени Чистякова.

А 11 лет назад ей пришлось снова переезжать, на этот раз – в театр Шевченко.

– В театр Шевченко меня пригласили, когда мне было уже 49 лет. Я 17 лет ждала в ТЮЗе звания заслуженной артистки, но так и не дождалась (там за 51 год и по сей день не дали звания ни одной женщине), плюнула на все и как в омут с головой окунулась в украинский театр. И слава Богу! Здесь я тоже нашла свою нишу – очень люблю острохарактерные роли, так что все дебилы теперь мои, – смеется актриса.

В свои 60 Лариса Лунина – все такая же непоседа, как и прежде. Она успевает работать в нескольких местах: играет в театре Шевченко, в спектаклях Театра Марии Коваленко, преподает в театральном училище культуры и в Национальном университете искусств имени Котляревского, снимается в рекламе. В театре Шевченко актриса не случайно играет только на большой сцене. Коллеги шутят: если ее выпустить на малую сцену, она ее взорвет. И ласково называют ее «Луня», «Лунечка», «Луняша».

– У меня очень активная жизнь. Стимулируют не только деньги, но и понимание, что ты еще нужен, а когда тебе много лет – это очень важно. Можно сидеть на пенсии и смотреть телевизор с утра до ночи, но это неинтересно, – признается юбиляр. – А в прошлом году я окончила магистратуру. Было самой смешно: в одном кармане для проезда в транспорте у меня лежал студенческий билет, в другом – пенсионное удостоверение.

На вопрос о том, на какой возраст она себя ощущает, Лариса Лунина признается:

– Если судить по моему поведению, возраст у меня критический – лет девять. Я и в 60 лет скачу как заяц: делаю колесо, кульбит, хорошо танцую и в «Зойкиной квартире» ничем не уступаю молодым.