14 октября коллектив Харьковского академического театра оперы и балета имени Лысенко по традиции откроет новый сезон спектаклем «Тарас Бульба». Но уже в октябре, ко дню рождения Моцарта, горожане смогут насладиться и премьерой — знаменитой оперой «Дон Жуан».

Коллектив ХАТОБа обещает в новом сезоне не раз удивить и порадовать харьковчан. В частности, в театре вновь возобновлен показ нескольких одноактных спектаклей, планируется приезд всемирно известного хора имени Свешникова и прекрасного квартета имени Бородина. Об этом на днях сообщил художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Георгий Селихов.
— Этот год у нас снова юбилейный — 20 октября мы будем отмечать 15-летие со дня проведения первого концерта на сцене нынешнего здания театра. Помнится, тогда почти все известные харьковчане, которые имеют отношение к нашему жанру, приняли в нем участие. И Евгения Мирошниченко, с которой мы сейчас активно сотрудничаем, и Владимир Крайнев, бросивший концерты в Подмосковье ради того, чтобы попасть на наше «новоселье», и прекрасные солисты лучших оперных театров страны. К этой дате у нас запланировано «Лебединое озеро», которое уже много лет не теряет своей актуальности и все так же привлекает зрителя.
— Каково основное достижение театра за эти 15 лет? Что изменилось к лучшему?
— Естественно, основным достижением является наш репертуар — и западная, и русская классика. Мы сохранили практически все спектакли, поставленные на этой сцене. Сейчас их 55. Конечно же, некоторые из них временно отставляем. Это связано, прежде всего, с отсутствием исполнителей. Но как раз в этом сезоне некоторые спектакли получают вторую жизнь благодаря тому, что наш коллектив пополнился новыми талантливыми артистами. В хор пришли молодые хормейстеры, которые читают произведения с нот.
— Сколько в репертуаре спектаклей украинских авторов?
— Уже восемь. Но в следующем году зрителей ждет еще одна балетная премьера именно украинского автора. По поводу ее постановки сейчас проходят переговоры с представителем столичной хореографической элиты. Так что количество таких спектаклей будет увеличиваться. Не зря же который год подряд открываем сезон оперой «Тарас Бульба». Это наша визитная карточка. И любим его так даже не потому, что это произведение композитора, чье имя носит наш театр. Этот спектакль родился на нашей сцене, именно здесь он впервые увидел мир. Будет возобновлен и показ спектакля «Поэт». Сейчас мы готовим молодых артистов на роли, где некоторое время уже не было исполнителей.
— Какие планы на новый сезон?
— Прежде всего, будем отмечать 250-летие Моцарта — премьерой «Дон Жуана» и возобновлением вечера балета. А 29 октября прозвучит программа из симфонических сочинений Моцарта и его опера «Директор театра». К 150-летию Ивана Франко покажем оперу по мотивам сказок этого замечательного украинского писателя «Коли звірі говорили». А 100-летие со дня рождения Шостаковича отпразднуем вечером симфонической музыки и балетом «Барышня и хулиган». Совсем недавно стало известно, что 30 сентября к нам приедет потрясающий коллектив — Государственный академический хор имени Александра Свешникова. А всемирно известный квартет имени Бородина будет у нас на гастролях в мае. Конечно же, будут выступать и ученики Владимира Крайнева, лауреаты международных конкурсов — Елена Колесниченко и Илья Рожковский.
— Некоторые спектакли вы ставите на языке оригинала. Это связано с поездками за рубеж?
— Отчасти да. Но сейчас вообще во всем мире принято ставить спектакли на языке оригинала. И мы идем в ногу со временем. Благодаря этому нас очень хорошо знают в Европе. И, надо сказать, любят. Везде, где бы мы ни были — Германия, Бельгия, Швейцария, Италия, Франция, — никогда не выступали в полупустом зале. Всегда аншлаг. И именно это стимулирует нас к постановке новых спектаклей. Хотя больше бы хотелось, чтобы такой ажиотаж был на наших концертах и в Харькове. Ведь профессиональный уровень коллектива заметно вырос за последнее время, появились новые артисты, молодые и талантливые. В ближайшее время планируем перенять опыт зарубежных коллег и установить возле сцены экран, на котором будет высвечиваться краткое описание сцены. Это поможет зрителям лучше понять произведение, исполняющееся на итальянском, французском языке.
— В каком состоянии находится сейчас здание ХАТОБа?
— Оно давно требует ремонта. Из-за отсутствия финансирования мы абсолютно ничего не вкладываем в поддержание инженерных систем и в ремонт в целом. Нам хватает только на зарплату и оплату коммунальных платежей. Когда-то это может обернуться для нас плачевно, но сейчас нам приходится вкладывать по 10 тысяч гривен к каждому открытию сезона, чтобы более или менее привести фасад здания в порядок — хотя бы стереть надписи, сделанные подростками.