С 1 января оформление проездных документов на пригородные электрички, курсирующие по маршруту Харьков — Белгород, осуществляется по-новому.

По информации Южной железной дороги, вне зависимости от принадлежности подвижного состава (ежедневно на данном маршруте курсируют две украинских электрички и одна российская), при проезде из Харькова в направлении Белгорода кассиры пригородных касс вокзалов и остановочных пунктов и проводники-кассиры ЮЖД оформляют билеты только до российской пограничной станции Наумовка, а от Наумовки до Белгорода билеты продают билетные кассиры станционных касс и кассиры с разъездным характером работы пригородной пассажирской компании (ППК) «Черноземье».
 
При следовании в обратном направлении российские кассиры оформляют проезд пассажиров от Белгорода до украинской пограничной станции Казачья Лопань, а билеты на остаток пути нужно покупать уже в станционной кассе либо у проводников-кассиров Южной.

Это беспрецедентный факт на железных дорогах бывшего СССР — ведь везде в трансграничном пригородном сообщении (украинско-российском, украинско-белорусском, российско-белорусском, украинско-молдавском, российско-казахстанском) билеты пассажирам, пересекающим в поезде границу, продаются на станции отправления по тарифам страны отправления до станции назначения. Но белгородские железнодорожники решили сломать общепринятые правила.

Как рассказали «Вечернему Харькову» в пресс-службе ЮЖД, впервые коллеги харьковчан с соседней российской Юго-Восточной магистрали стали настаивать на изменении существующего порядка во время традиционного ежегодного совещания руководителей ЮЖД и ЮВЖД, проходившего в Харькове в начале ноября 2010 года. Россиян, создавших у себя в ходе реформы в отрасли пригородную пассажирскую компанию «Черноземье», категорически не устраивала многократная разница в пригородных тарифах на ЮЖД и на ЮВЖД. Ведь если билет от Харькова до Белгорода по тарифам Южной стоит 7 грн., то за обратный проезд от Белгорода до Харькова по тарифам Юго-Восточной нужно выложить уже 116 российских рублей — а это около 30 гривен. Естественно, многие пассажиры по пути из Харькова покупали билет прямо до Белгорода, а вот на обратном пути обилечивались на российской стороне только до Казачьей Лопани (от Белгорода до неё билет стоит 58 рублей, или около 15 грн.), а дальше покупали новый, уже по тарифам ЮЖД (если до Харькова, то за 4,80 грн.).

В минувшем году белгородские железнодорожники не раз возвращались к данному вопросу, настаивая даже на отмене прямого пригородного сообщения между Белгородом и Харьковом и предлагая взамен организовать пересадки с одной электрички на другую на пограничных станциях — в Казачьей Лопани и Наумовке. Более того, разъездные российские кассиры в электричках под угрозой вызова полиции принуждали пассажиров, купивших билеты в Украине до места назначения, покупать новые у них: мол, ваши билеты не действительны. 

В итоге прямые электрички всё же остались, однако обилечиваться пассажирам теперь приходится дважды. Купив в Харькове билет до Наумовки за 5,50 грн., пассажир затем должен на российской территории купить ещё один на остаток пути: до Толоконного и Долбино — за 11 руб. 60 коп. (около 3 грн.), до Болховца — за 23 руб. 20 коп. (около 6 грн.), до Белгорода — за 46 руб. 40 коп. (около 12 грн.). А на обратном пути нужно заплатить 58 рублей за билет от Белгорода до Казачьей Лопани, а затем — ещё 4 грн. 80 коп. за билет от Казачьей Лопани до Харькова.

Между тем, порядок продажи билетов на другой трансграничный пригородный поезд Харьков — Готня остался прежним. Как сообщили в пригородных кассах вокзала Харьков-Пассажирский, на данный поезд, как и раньше, можно купить билет до любой станции или остановочного пункта, расположенных по пути его следования как на украинской, так и на российской территории.