На ближайшей очередной сессии областного совета будет рассматриваться вопрос о внедрении новой концепции программы «Школьный автобус».

Несколько лет назад была принята государственная национальная программа «Школьный автобус». Ее суть — доставка в школы детей из небольших отдаленных населенных пунктов. Теперь программу решили развить и расширить, она станет гибче: возить будут не только детей в школы, но и наоборот — учителей к детям. В конце сентября окончательный ее вариант вынесут на обсуждение сессии облсовета. «Мы хотим, чтобы программа была действенной. Сегодня многие дети учатся плохо или не учатся вообще, — говорит председатель постоянной комиссии областного совета по науке и образованию Иван Прокопенко. — В Украине сотни тысяч детей не учатся в полном смысле этих слов».
По общему школьному стандарту в классе должно быть не меньше 25 учеников, но для отдаленных районов делается исключение: класс имеет место быть, если набирается пять учеников. Поэтому бывает выгоднее возить не детей в школу, а учителя — в семью, где есть несколько детей школьного возраста. Хорошо, если фермер разбогател и сам в состоянии доставить своих детей с отдаленного хутора в школу. А если нет? Так называемые «фермерские» школы рассматривают сейчас как часть образовательной программы. В педагогическом университете, рассказывает Иван Федорович, на протяжении 15 лет разрабатываются учебные методики, которые позволяют при домашнем обучении охватить всю школьную программу от первого до девятого класса.
Половина имеющихся школьных автобусов уже вышла из строя. Но на программу «Школьный автобус» деньги в областном бюджете есть в полном объеме, часть средств идет из государственного бюджета. В этом году область приобрела 26 автобусов, столько же планируют купить до конца года. Кстати, Иван Прокопенко рассказал, что в богатой Америке деньги на водителя школьного автобуса не выделяются: в школьных автобусах детей по очереди возят родители.
Кроме «автобусной», решается и программа информационного обеспечения школ. Но купить компьютеры для школ — это еще полдела. Иван Федорович вспоминает, как в одну из полтавских школ привез компьютеры. Лет пять ими никто не пользовался — их берегли в коробках. Такое же происходило и на Харьковщине: не было специалистов, которые могли бы работать на компьютере, не было программного обеспечения, школы не подсоединялись к Интернету. Компьютерами пользовались секретари школ как печатной машинкой, или дети играли
на них в игры.
Деньги на компьютеризацию тоже есть, заверил Иван Прокопенко. Ни одна школа в области не осталась без компьютера. Не меньше 75% школ в этом году должны быть подсоединены к Интернету. Но в школах, обеспечивших себя связью с Интернетом, неожиданно появилась другая проблема.
— Школьники очень быстро находят программу, которой боятся директор школы и родители. Сегодня мы уже думаем, не наделаем ли вреда, вооружая детей ненужной информацией, — сетует Иван Прокопенко.