Если современному харьковчанину хочется в комфортных условиях приобрести свежую, разнообразную и доброкачественную провизию, он, недолго думая, отправляется в соседний супер- или гипермаркет – и вскоре с полной корзиной (или тележкой) и пустым кошельком покидает гламурное торжище.

А вот в начале ХХ столетья почтенным харьковцам впервые представилась такая возможность, благодаря первому в городе крытому рынку на Благовещенском базаре. Ныне этот торговый комплекс официально носит солидное название «Центрального рынка» и управляется администрацией Облпотребсоюза, среди же горожан и гостей города по-свойски зовётся привычным «Благбаз», сохранившимся с 1920-х.

Наш рассказ – о его непростой и полной драматических эпизодов судьбе.
Размещение Харькова на пересечении торговых путей изначально способствовало развитию в городе торговли. И хотя ещё в 1859 году по повелению царя Алексея Михайловича городу было разрешено проводить четыре ежегодных ярмарки, удобного и просторного торгового места он не имел.

Внутри крепости бы тесно, а вынести торговую площадь за городскую черту было нельзя из-за отсутствия выгонных земель. Исторический центр Харькова был плотно окружён частными владениями. Вот и пришлось для устройства базара в 1833 году приобрести у госпожи Рейнике за 30 тысяч рублей принадлежавшую ей Дунинскую леваду.
Район Дунинской левады (1832 г.)
Район Дунинской левады (1832 г.)

Раньше это был большой заболоченный остров, образованный двумя «рукавами» реки Лопань. Западный «рукав», прилегавший к Панасовке, обмелел быстрее основного русла, и Дунинская левада стала полуостровом.

Сюда в 1840-м году и перенесли городские власти рынок, окружавший ранее Благовещенский собор (его старый вариант).
Прежняя территория базара на рубеже веков была застроена массивными зданиями торговых рядов – Красного, Суздальских и др., спроектированных, главным образом, архитектором Б. Н. Корнеенко. В этих постройках, как сообщал автор историко-справочного путеводителя по Харькову 1902 г. А. Н. Гусев, располагались оптовые лавки и амбары «разных мануфактурных, суконных, шерстяных, полотняных, бумажных и других фабрик Москвы, Ярославля, Клинцов, Иваново-Вознесенска и других городов».
Район Благовещенского базара (1916 г.)
В 1864 – 66 годах площадку для базара подсыпали и расчистили, а потом связали мостом с центром города. В 1887 – 91 годах на юго-восточном берегу Лопани и в районе Бурсацкого спуска были проведены большие мелиоративные работы. К концу ХIX столетия базарную площадь замостили булыжником, а в 1909 по ней проложили трамвайную линию.
В этот период базар, хоть и приобрёл значение центральной торговой площадки города, продолжал оставаться под угрозой подтопления и не обеспечивал соблюдения санитарных требований торговли. Тридцать лет в Городской думе велись разговоры о необходимости кардинального решения проблемы благоустройства рынка, были даже сформированы специальные комиссии. Самым радикальным способом устранения всех недостатков открытой торговли съестными припасами было строительство крытого рынка с холодильным помещением при нём. Такие рынки уже действовали во многих городах Западной Европы, Москве, Петербурге. В завершающей стадии было строительство шикарного Бессарабского рынка в центре Киева (1912 г.).
Проект крытого рынка и его реализация (1913 г.)
Проект крытого рынка и его реализация (1913 г.)

И вот 23 февраля 1912 г. была принята смета в 426489 рублей на строительство крытого рынка в Харькове. Для покрытия этой сметы был осуществлён городской заём. Закладка здания по проекту архитектора И. И. Загоскина состоялось 10 июня 1912 года, а его открытие было омрачено тревожными сообщениями о первых сражениях мировой войны года 1914. Чтобы уберечь этот «храм торговли» от подтопления, его фундамент строили на высокой насыпи.
Вид Благовещенского базара от Бурсацкого спуска (начало ХХ ст.)
Вид Благовещенского базара от Бурсацкого спуска (начало ХХ ст.)

«Рынок состоит из шести соединённых между собою корпусов; под средним из них, ниже уровня земли, находятся обширные бетонные помещения для хранения мяса, рыбы и молочных продуктов; в рыбном отделении постоянно поддерживается равномерная температура 7° ниже нуля» – с гордостью сообщал «Путеводитель для туристов и экскурсантов», изданный в 1915 году. Однако в остальной части Благовещенский базар, хотя и «занимал в центре города огромную площадь, был не вымощен, грязен и по санитарному благоустройству являлся худшим в городе».

К вопросу благоустройства базара вернулись только по завершении мировой и гражданской войн, в разгар НЭПа. В 1923 году по проекту архитектора А. В. Линецкого его территория была перепланирована и оборудована «деревянными павильонами в общем архитектурном характере, просуществовавшими до начала 60-х годов нашего столетия, когда их заменили нынешними, стеклянно-металлическими».

Бойкая торговля на Благбазе 1920-х – 1930-х гг.
Бойкая торговля на Благбазе 1920-х – 1930-х гг.
В 1927 г. рядом с крытым рынком ближе к реке были построены ещё несколько кирпичных павильонов для мясной торговли. Они сохранились до наших дней, только в ходе предфутбольного ремонта с их фасадов зачем-то были сбиты каменные напоминания о дате их постройки.

В голодные 1920-е базар служил приютом для сотен беспризорных оборвышей, которые прятались от непогоды под прилавками, в подвалах и складских помещениях.

А тысячи простых тружеников города и села обменивались на рундуках плодами своего нелёгкого труда.

С приходом в город фашистов Благбаз стал для населения Харькова чуть ли не единственной надеждой на спасение от голодной смерти. Он же служил и ловушкой, в которую загоняли беззащитных людей во время облав.


Таким предстал Благбаз перед немецкими репортёрами в период оккупации


А вскоре после освобождения Харькова, 19 декабря 1943 года, в 11 часов утра, по приговору Военного Трибунала 4-го Украинского фронта на площади Благовещенского базара были повешены четверо фашистских военных преступников.
Благбаз 1920-1930-х гг.
Благбаз 1920-1930-х гг.

Благбаз 1920-1930-х гг.
Казнь фашистских преступников и их пособников 19 декабря 1943 года
И 40 000 харьковчан запечатлели в сердцах этот акт справедливого возмездия палачам.

На площади перед крытым рынком 19 декабря 1943 г.
На площади перед крытым рынком 19 декабря 1943 г.
В годы войны район Благовещенского базара подвергся значительным разрушениям: пострадал крытый рынок, был разрушен мост через Лопань. По воспоминаниям очевидцев, взамен моста была проложена «кладочка» шириной в одну доску и покупатели переходили речку по очереди группами друг за другом в затылок, а нередко оказывались в воде.
В 1952 году здание крытого рынка было восстановлено по проекту архитектора Б. Н. Мирошниченко. В 1966 – 70 годах напротив этого здания, на месте ремесленных рядов, вырос универмаг Дом торговли и был организован пригородный автовокзал.

Когда прокладывалась первая линия харьковского метрополитена, строителям подземных туннелей пришлось применить самые передовые технологии проходки, чтобы под болотистым дном Лопани скоростные электропоезда смогли доставлять нас прямо к торговым рядам. И 23 августа 1975 года станция метро «Центральный рынок» приняла первых пассажиров. К концу ХХ столетия эта красивая станция, созданная по проекту архитектора В. А. Спивачука в содружестве с инженерами-конструкторами П. Л. Пашковым и С. В. Лысенко, оказалась под угрозой усадки из-за постоянного наплыва пассажиров, спешащих не самый популярный в городе базар. Чтобы предотвратить разрушительное действие почвенных вод, метростроителям пришлось укрепить конструкцию станции дополнительными колоннами.
Благоустроенные торговые ряды Центрального рынка (2011 г.)
Благоустроенные торговые ряды Центрального рынка (2011 г.)
Ныне в ходе подготовки к «Евро-2012», Благбаз был значительно расширен за счёт бывшей территории Ленинского трамвайного депо и распрощался с трамвайной линией, связывавшей его с торговым центром города на протяжении 100 лет. Свежим асфальтом покрылись прежде не проходимые от грязи дороги и тротуары, защищены от непогоды открытые торговые ряды, обустроены берега Лопани...

О коварном характере Дунинской левады теперь стороннему глазу напоминает разве что вдребезги разбитая дорога на перекрёстке Лосевского и Пискуновского переулков, где ежедневные испытания на прочность проходят тысячи горемычных единиц нашего автотранспорта.

Перекрёсток Лосевского и Пискуновского переулков в центре Благбаза (2011 г.)
Подходит к концу первое столетие (1914 – 2014 гг.) плодотворной трудовой деятельности изящного и удобного крытого рынка, который, на наш взгляд, заслуживает почётного звания памятника архитектуры. Хотелось бы предложить нашей городской общественности отметить заслуги юбиляра, укрепив в 2014 году на его стене подобающий знак.

Сто лет спустя: жемчужина гражданской архитектуры – здание крытого рынка в центре Харькова (архитектор И. И. Загоскин)

Зав. сектором библиотеки ХНАГХ Н. Трипутина