Гость «Прямой телефонной линии» – заслуженный мастер спорта по альпинизму, заслуженный тренер Украины, единственный украинец, трижды покоривший Эверест, Сергей Игоревич Бершов.

Тренировался на разрушенном здании крематория


– Здравствуйте, говорит Евгений. Сергей Игоревич, а как вам пришла в голову мысль заняться альпинизмом?

– На завод, где я работал электриком, пришел молодой специалист Володя Поберезовский, который организовал секцию альпинизма. Тренировались на разрушенном во время войны здании крематория, восточной стене старого стадиона «Металлист», на деревьях. Общая физподготовка проходила в лесопарке: зимой – лыжи, летом – кросс.

Первые скалы, которые я увидел, – Таромский гранитный карьер в Днепропетровске, куда мы выехали на тренировки и соревнования. А настоящее горное восхождение произошло в 1965 году в альплагере «Эльбрус», где я сдавал нормативы на значок «Альпинист СССР». Надо сказать, что путевка на 20 дней тогда стоила 17 рублей – меньше, чем студенческая стипендия. На следующий год я приехал туда же и выполнил нормативы на третий спортивный разряд. И так из года в год – пока не получил «Мастера спорта».

– А как случилось, что хобби превратилось в профессию?

– Выполнив второй разряд по альпинизму, я окончил харьковскую школу инструкторов альпинизма. Это давало мне возможность на три месяца брать отпуск за свой счет для работы в альплагере. Зарплату я получал в лагере как инструктор, поэтому занимался любимым делом без финансовых потерь. В то время альпинизмом увлекались люди с высшим образованием – кандидаты наук, доктора наук, академики – меня очень привлекало это общество. А когда работа стала мешать альпинизму, пришлось стать профессиональным спортсменом. В 1981 году всех участников Гималайско-Эверестовской экспедиции, в которой состоял и я, перевели в первую штатную сборную команду СССР по альпинизму. После развала Союза Украина тоже ввела штатную команду, в которой я до определенного момента был и участником, и тренером.

– Добрый день. Меня зовут Елена, я слышала, что из сборной вас отчислили из-за какого-то конфликта...

– В 1999 году, когда украинская сборная готовилась к первой экспедиции на Эверест, меня пытались выдавить из команды из-за возраста.

На тот момент мне было 52 года, но при отборе сдавал нормативы лучше молодых. Помню, уже отобранную команду за несколько месяцев до экспедиции пригласили в Конча-Заспу, вроде как на медосмотр, и потребовали бежать кросс – 24 км по снегу. Оказывается, уже был готов приказ о моем отчислении из сборной, почему-то они решили, что я не смогу пробежать. Но я выиграл этот забег с большим отрывом – и участвовал в экспедиции. Однако потом все таки приняли положение о штатной команде, в которой должны состоять спортсмены не старше 50 лет. Поэтому отчислен я был на «законном основании».

– Здравствуйте, Марина беспокоит. Первая украинская экспедиция на Эверест оказалась успешной?

– Об успехе говорить сложно. В тот раз на вершину взошли три человека, один из которых погиб при спуске, а второй сильно обморозился. Это был редкий случай, когда с высоты 8500 метров мы спасли нашего товарища, который провел там ночь без палатки. Из-за обморожения спортсмен лишился нескольких фаланг на руках и ногах, но остался жив.

– После такого не страшно снова подниматься в горы?

– Очень страшно, когда лезешь по скалам и рядом пролетает сорвавшийся камень – со свистом, как пуля. А ведь может пролететь такой, что никакая каска не поможет. Поэтому важно правильно выбрать маршрут. Конечно, всего предусмотреть невозможно, случается попадаем в непогоду. Но и тут есть опыт – поставить палатку либо выкопать пещеру в снегу и переждать ураган.

Второе восхождение на Эверест попало в книгу рекордов


– Здравствуйте, меня зовут Ирина. Видела в Интернете предложения по организации экстремального горного туризма. Насколько безопасно неподготовленному человеку идти в горы?

– Смотря кто предлагает. Если это харьковский альпклуб – мы отвечаем за безопасность, потому что учим начинающих по отработанным методикам и утвержденным программам. При СССР были очень жесткие правила проведения альпинистских мероприятий. Но, бывает, что опытный инструктор сводит человека на вершину, а он потом решает самостоятельно собрать группу и повести, не зная гор и не имея опыта.

– Добрый день, это Елена беспокоит. Сергей Игоревич, вы трижды побывали на Эвересте. В чем интерес несколько раз покорять одну и ту же вершину?

– У меня было пять попыток взойти на Эверест, из них только три раза я побывал на вершине. Первое восхождение было интересным хотя бы потому, что до этого никто из советских альпинистов там не был. Второй раз я восходил в качестве играющего тренера краснодарской экспедиции – в 2000 году. Тогда было интересно подняться на гору со стороны Тибета. Это восхождение было занесено в Книгу рекордов Гиннесса, потому что весь спортивный состав команды – 12 человек – взошел на вершину без единой царапины и обморожений. Третий раз я шел со своим другом Игорем Свергуном – это было его первое восхождение на Эверест. Если бы сейчас мне предложили снова пойти на эту гору – согласился бы.

– Здравствуйте, это Игорь. Сколько месяцев в году вы проводите в горах?

– В экспедиционные годы, при СССР, я проводил в горах по четыре-пять месяцев в году. Сейчас меньше, но каждый год не менее полутора-двух месяцев я бываю на высоте. Это очень дорогостоящий вид спорта. Например, экспедиция в Гималаи для восхождения на вершину выше 8000 метров обходится в 10 000 долларов на человека без учета личного снаряжения. А поскольку этот вид спорта не олимпийский, рассчитывать на государственную помощь не приходится. Все за счет спонсоров и личных средств участников экспедиции.

Поллитра коньяка хватает на неделю


– Здравствуйте, меня зовут Андрей. Сколько времени и денег нужно новичку для подготовки к экспедиции?

– К примеру, чтобы пойти на Эльбрус, сначала нужно заняться общей физподготовкой — хотя бы три раза в неделю не менее трех месяцев бегать кроссы. Так проходит подготовка на выносливость.

Что касается финансов, в прошлом году поездка обходилась в 5000 гривен на человека. В эту сумму входило питание, палатка, снаряжение, доставка до базового лагеря в горах и возвращение из него, услуги поваров и гида. Некоторое снаряжение, к примеру, ботинки или кошки, можно взять напрокат или у знакомых, если не собираешься заниматься альпинизмом постоянно.

– А как альпинисты берегут себя от простуды? Приемлемо ли в горах спиртное?

– Для того чтобы не болеть, надо закаляться. Я после тренировки принимаю душ, а затем выливаю на себя ведро холодной воды.

Спиртное в горах для согрева не подходит. Если в высотных экспедициях перед сном мы иногда и пьем по пробке коньяка на ночь — то в качестве снотворного и лекарства. Поллитра коньяка на четверых хватает на неделю.

– Здравствуйте. Меня зовут Алексей и мне интересно, насколько сильна конкуренция среди альпинистов?

– Она существует среди тех, кто хочет попасть в сборные команды. Но конкуренция здоровая, таких мыслей, чтобы подпилить кому-то веревку – не возникает. Был случай, когда нас отбирали для экспедиции на Канченджангу – «поднимали» в барокамере до высоты 7500 м и проводили психологическое тестирование. Среди нас был спортсмен из Днепропетровска, который показал очень хорошие результаты по всем спортивным дисциплинам, но после барокамеры ученые выявили у него проблемы с психикой и работоспособностью. Оказалось, на высоте более 6000 м человек становится неадекватен, теряет чувство реальности происходящего.

Поэтому на серьезные восхождения мы стараемся ходить с теми, кого знаем много лет.

В Украине около 60 «снежных барсов», треть из которых – харьковчане


– Добрый день, Сергей Игоревич, это Татьяна. А сколько всего восхождений на вашем счету?

– Восхождений накопилось более 300. При этом подъемы на Эльбрус я не считаю, потому что они бывают по пять раз в году.

– У вас есть звание «снежный барс». За какие заслуги его присваивают альпинистам?

– «Снежный барс» – человек, который взошел на все пять семитысячников СНГ. В Украине около 60 альпинистов, которые имеют это звание. Из них 23 – харьковчане, в числе которых есть две женщины – Тамара Ена и Света Бугай.

– Добрый день, Станислав беспокоит. Сергей Игоревич, у альпинистов есть возрастной ценз?

– Ходим, пока ноги носят. Примером служит мой друг Владимир Моногаров, заслуженный мастер спорта. Ему 85 лет и три последних юбилея он встречал в горах...

– Здравствуйте, меня зовут Полина. У вас остались непокоренные вершины?

– Было бы интересно взойти на Килиманджаро. Есть желание, подготовка, но все упирается в финансы. В ближайших планах – весеннее восхождение на две вершины в Гималаях выше 6000 метров, куда мы с Игорем Свергуном собираемся повести спортивно-коммерческую экспедицию – на сайте мы выложили информацию для тех , кто готов принять участие.

– А как родные относятся к вашему экстремальному увлечению?

– Жена – мастер спорта по альпинизму, понимает меня как никто другой. Старшая дочь – артистка балета, каталась на лыжах. Сын в 14 лет выполнил третий разряд по альпинизму и сейчас мне, как отцу, страшновато, когда он уходит в экспедиции. Младшая дочь в 13 лет захотела пойти на Эльбрус и уже больше 10 раз там побывала.

Личное дело
Сергей Игоревич Бершов родился 31 марта 1947 года в Свердловской области. Детство провел в г. Мерефе под Харьковом. После окончания киевского института физкультуры работал в штате сборных команд СССР и Украины, а также в альплагерях Кавказа, тренером в экспедициях и при подготовке команд к чемпионатам СССР и Украины. В настоящее время – доцент Харьковской государственной академии физической культуры.
Совершил 13 восхождений на семь вершин выше 8000 метров. Мастер спорта по скалолазанию, Заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса, многократный чемпион СССР и Украины по альпинизму. Награжден четырьмя государственными орденами СССР и Украины. В 2004 году удостоен звание «Почетный гражданин Харькова».
Женат, имеет троих детей и пять внуков.