До июля у Молдовы не было никаких сомнений в том, что Украина будет «слушаться» ЕС в отношении к непризнанному Приднестровью. Украина послушно придерживалась соглашений по экономической блокаде этой непризнанной республики. Но после того, как стало очевидным, что руководство Украины сменится, Молдова явно занервничала.

Уже в конце июля министр транспорта и дорожного хозяйства Молдовы Мирон Гагауз упрекнул Украину в нарушении соглашений по блокаде ПМР. Он заявил, что украинская сторона «ежедневно пропускает без согласования с Республикой Молдова в Приднестровье около 30 вагонов с металлоломом для Молдавского металлургического завода и 10 вагонов с различными товарами на станцию Левада». «Укрзалізниця» отвергла эти обвинения, заявив, что с момента отказа Молдовы транспортировать грузы по Приднестровскому участку железной дороги только каждый сотый вагон из прибывающих в ПМР украинский.
Как признал 6 сентября украинский МИД, «потери «Укрзалізниці» только за первое полугодие 2006 года составили свыше $10 млн., потери Ренийского морского торгового порта оцениваются в $0,5 млн., а увеличение тарифов на перевозку грузов через территорию Республики Молдова привело к уменьшению грузопотока в направлении Ренийского порта и Румынии более чем на 1 млн. т по сравнению с 2005 г.
От блокирования железнодорожного движения страдают пассажиры Украины, Молдавии, других стран, которые вынуждены тратить на поездки в Республику Молдова, Румынию, Болгарию значительно больше времени, поскольку путь увеличился на 500 км», говорится в сообщении пресс-службы МИД Украины (ИА REGNUM). При-днестровье же оценило убытки Украины в сумму более 20 млн. долларов.
Что же вынуждает нас нести такие потери? Почему Украина должна расплачиваться за желание Молдовы реинтегрировать Республику Приднестровья — и это при дыре в 8 миллиардов гривен в нашей собственной государственной казне?
Но, как говорится, не рой другому могилу — сам в нее попадешь: 4 сентября железнодорожное движение между Молдовой и странами СНГ было прервано. Было это сознательным актом или «техника пришла на помощь» — неизвестно.
Кишинев поспешил назвать ремонт «началом экономической блокады Молдовы» и пожаловаться на Украину представителям Европейского Союза в Республике Молдова и на Украине. Как сообщает ИА REGNUM, Молдова заявила, что Киев решил «в одностороннем порядке пересмотреть режим пропуска грузов через приднестровский участок молдово-украинской границы. Очевидно, за вчерашним (4 сентября. — Ред.) решением скрываются интересы, и не только политические. В результате предпринятых правительством Виктора Януковича действий оказались отрезанными дунайские порты Рени и Галац, грузы для которых из России, Украины и Казахстана переправляла Железная дорога Молдовы».
Свои слова правительство Молдовы уже взяло назад. 6 сентября министр Мирон Гагауз заявил, что «речь идет только о технических дефектах железнодорожного моста через Днестр — Могилев-Подольский (Украина) — Вэлчинец (Молдова)». Слишком явно в произошедшем видны последствия предыдущих действий молдавских руководителей, которые сами «отрезали» свое государство от нормального железнодорожного сообщения.
В железнодорожный тупик Молдова загнала себя в марте 2006 года, когда руководство Молдавской железной дороги приняло решение о прекращении движения поездов по 40-километровому приднестровскому участку пути и пустило их по маршруту, который в несколько раз длиннее. Так Министерство транспорта ответило на неоднократные требования Приднестровской железной дороги выплатить причитающуюся ей долю прибыли за транзит поездов по своему участку дороги.
Платить Молдова не захотела, ведь она продолжает считать железную дорогу, как и все Приднестровье, своей собственностью, хотя и не вложила за последние два года ни копейки в ремонт и поддержание технического состояния путей. Отказ пользоваться приднестровскими колеями стал еще одним звеном в цепи экономической блокады ПМР правительством Молдовы — жители Приднестровья лишились прямого железнодорожного сообщения с Украиной и Россией и вынуждены добираться в Москву либо через Кишинев, либо через Одессу.
Непонятно, на что рассчитывали власти Молдовы: вместо участка Кучурган-Бендеры, пропускная способность которого составляет 14 грузовых и 10 пассажирских поездов в сутки, поезда на участке Могилев-Подольский (Украина) — Вэлчинец (Молдова) пошли по старому железнодорожному мосту через Днестр, пропускная способность которого — 8 грузовых и 7 пассажирских поездов.
Кроме того, железнодорожный мост 1946 года постройки оказался не в состоянии выдержать такой интенсивный грузо-и пассажиропоток. 1 сентября на нем начался капитальный ремонт, рассчитанный как минимум на полтора месяца. Украинские железнодорожники предложили Молдове временно использовать альтернативный железнодорожный участок — Окница-Сокиряны-Ларга-Кельменцы. Его пропускная способность еще меньше — не более трех составов в сутки. Кроме того, для пассажирских поездов длина пути увеличивается еще на 10 часов. А о том, что данный участок находится в плохом техническом состоянии, украинская сторона сообщала еще раньше.
Через три дня интенсивной эксплуатации ветки диагноз подтвердился — «Укрзалізниця» заявила, что не в состоянии обеспечить безопасность следования поездов по этому маршруту.
Самым разумным выходом из сложившейся ситуации было бы восстановление нормального движения по приднестровскому участку железной дороги — через Кучурганский железнодорожный узел. Приднестровье заявляет, что готово принять поезда в любой момент при условии нормальных расчетов за транзит,
но «Укрзалізниця» не в состоянии принять это решение без Молдовы.
А Республика Молдова по-прежнему, даже ценой безопасности движения, стремится обойти Приднестровье. По словам министра транспорта Мирона Гагауза, в ходе переговоров, проходивших в последние дни в Киеве, стороны договорились направлять и далее весь пассажиропоток через северное направление, вплоть до окончания ремонта железнодорожного моста через Днестр у Могилев-Подольска.
«Гагауз признал, — сообщает ИА REGNUM, — что ранее украинская сторона выявила на ветке Окница-Сокиряны-Ларга-Кельменцы ряд дефектов, которые не позволяют обеспечить безопасность пассажирского железнодорожного движения по данному участку. Однако, по словам молдавского министра, украинские коллеги 5 сентября около 18.00 «устранили дефект на северной ветке, идущей через Ларгу. Тогда же по этому пути тронулся первый пассажирский состав, простоявший там около 17 часов, отметил Гагауз. Он также сообщил, что поезда, идущие по обходному пути через Ларгу, будут прибывать с опозданием на 2-4 часа, объезд прибавляет 250 километров пути, к тому же из-за плохого технического состояния этого пути поезда идут по нему с низкой скоростью».
Директор же Приднестровской железной дороги Сергей Марцинко уверен, что устаревший и не приспособленный для активной эксплуатации участок, по которому снова пустили поезда, в действительности представляет угрозу для безопасности. Он не верит, что Украине этот вариант выгоден, и утверждает, что Киев заставили согласиться на прохождение составов по северу республики — заведомо худшему маршруту, но в обход Приднестровья. Кишинев задействовал давление на украинскую сторону международных структур.
Очень похоже, что Украину действительно в очередной раз «приструнили»: 6 сентября, одновременно с восстановлением движения по старой ветке, заместитель министра МИД Украины сделал заявление, что Украина не признает результатов референдума о независимости, намеченного в Приднестровье на 17 сентября.
После состоявшегося референдума в Черногории — в котором перевес голосов в пользу независимости оказался мизерным, а информация о возможной их подтасовке была попросту проигнорирована наблюдателями ЕС, — и ожидаемого референдума в Косово такая позиция Европы выглядит явно заангажированной.
Это уже даже не «двойные стандарты»! Ведь не без участия европейских историков и специалистов по международному праву Международным Советом по Демократическим Институтам и Государственному Суверенитету был подготовлен и принят итоговый документ Международной конференции историков и политологов под эгидой Евро-Атлантического Совместного Форума (апрель, 2006, Вашингтон), содержащий вывод: Приднестровье никогда не было (имеется в виду довоенный период. — Ред.) частью Молдовы (а было автономной областью Украины. — Ред.), обладает всеми признаками независимого государства и имеет полное право на независимость. Которую, кстати провозгласило раньше не только Молдовы, но и Украины.
С точки зрения международного права ПМР гораздо «легитимнее» и самодостаточней Молдовы, которая уже 16 лет препятствует обретению республикой юридической независимости и международного признания. ЕС же не только не реагирует на откровенно силовые действия Молдовы в отношении Приднестровья, но и вынуждает к тому же Украину.
Ни стать на сторону собратьев (половина жителей ПМР — украинцы и русские) Украина не может, ни объехать «тормозящую» точку на карте. Острое недовольство Молдовы вызвал украинский проект строительства дороги в обход и Молдовы, и Приднестровья — дороги Измаил-Рени, которая позволила бы беспрепятственно перевозить грузы на Балканы.
Так что, видимо, «обойти десятой дорогой» этот конфликт Украине не удастся…