На инструменте почти 350-летнего возраста сыграла в харьковской филармонии немецкая скрипачка Катрин иен Хаген.

28-летняя немка признается: с детства мечтала прикоснуться к инструменту такого класса

– Это очень старая скрипка – 1663 года, намного старше, чем те произведения, которые я на ней исполняю, – рассказывает девушка.

Старинный инструмент прославленного мастера Катрин тен Хаген получила в свое распоряжение в 2003 году от германского культурного фонда «Музыкальная жизнь» за заслуги в исполнительской деятельности: победы на престижных международных конкурсах, гастроли и выступления в престижных концертных залах США и Европы.

– В Гамбурге есть конкурс скрипачей, выиграв который, получаешь право играть на одном из таких инструментов, – говорит Катрин. – Однажды я его выиграла и теперь ежегодно подтверждаю свое мастерство, чтобы продолжать играть на этой скрипке.

Объяснить на словах, как звучит этот инструмент, очень сложно, признается Катрин. Скрипка хорошо рефлексирует в высоких позициях, имеет много богатых по краске тонов на струне соль. На ней даже тонкие и тихие звучания без нажима можно передать до последнего ряда в зале. За свою жизнь скрипка подвергалась реставрации некоторых участков на верхней деке, но в целом находится в очень хорошем состоянии.

– Мне очень нравится играть на ней музыку Баха, – говорит Катрин, – особенно его сольные произведения, где есть элементы полифонии. Многоголосие можно передать на этой скрипке с большим эффектом, чем на других.

В Харьков скрипачка приехала в рамках гастрольного тура по Украине вместе с пианистом Олегом Полянским, живущим в Германии. Здесь они дали только один концерт, в программе – произведения Людвига ван Бетховена, Иоганна Штрауса, Клода Дебюсси, Белы Бартока и Пабло де Сарасате.

По словам пианиста, дорогостоящий инструмент застрахован, поэтому ездить с Катрин в гастрольные туры ему не страшно.

– Скрипок Гварнери в мире – около сотни, намного меньше, чем инструментов Страдивари, – объясняет пианист. – Самую дорогую из них – «Гварнери дель Джезу» – по стоимости можно сравнить с ценой тропического острова в океане.

Директор и дирижер харьковской филармонии Юрий Янко доволен, что уже складывается добрая традиция – привозить в Харьков уникальные скрипки.

– Помню, как к нам впервые со скрипкой Страдивари приехала японка Саяка Шоджи, – говорит Юрий Янко. – На репетиции она взяла первую ноту — у меня ком в горле стал, а у многих оркестрантов проступили слезы на глазах. Это очень породистые инструменты, которые выдают уникальные звуки и украшают многие исполняемые на них произведения.

По словам Юрия Янко, на Западе старинные скрипки давно стали предметом капиталовложений.

– В инструмент вкладывают деньги, выбирают скрипачей, которые будут популяризировать ее и инвестора и давать возможность слушателям восхищаться звучанием, – рассказывает дирижер. – Таких скрипок много в оркестре венской филармонии. Надеюсь, когда-нибудь будет и в нашем оркестре. Кстати, я предлагал такое многим харьковским меценатам, но пока это не вызывает у них серьезного интереса.