Культура

  • 5446
  •  / 

Старинные фото «ожили» в Харькове через сто лет: фото-факты

фото: Илья Пшеничный

Старинные фото «ожили» в Харькове через сто лет: фото-факты
Впервые в городе – уникальная выставка фотоколлажей. Из архивных снимков прошлого столетия фотохудожник Игорь Лаптев воссоздал Харьков того времени и напомнил харьковчанам, чем жила тогда Первая столица и ее обитатели.
Историка и журналиста Инну Можейко по праву можно назвать соавтором выставки. Она помогала фотографу найти некоторых «звездных» харьковчан, из под ее пера вышли и авторские тексты, размещенные под работами и позволяющие глубже понять и прочувствовать коллажи.

– Над созданием этой выставки мы с Игорем работали четыре года, – признается Инна Можейко. – Еще до нашего знакомства у него было несколько работ на эту тему, он занимался коллажами всю сознательную жизнь, у него дома гостиная, оформленная коллажами, вырезанными из каких-то журналов, бумаги, элементов декора. И когда я увидела его работы, подумала, что на это интересно посмотреть и другим. Мы прикинули, как это может выглядеть в виде выставки, и стали работать.

На выставке представлены более 50 фотоколлажей, в которых отражена историческая эпоха от 1896 года до конца 50-х годов XX столетия.

По словам Инны Можейко, подобный проект новый для Харькова. Это совершенно иной взгляд на фотографию, когда через призму снимка художник попытался увидеть эпоху, насытив фото символами и приметами, способными передать дух времени.

– Историки говорят, что сейчас это направление в фотографии очень модно – образная, бытовая история жизни отдельных людей. Мы же оказались на гребне модного веяния, совершенно не подозревая об том, – говорит Инна Можейко.

Носовой платок сыграл решающую роль


Началось все с собирания архивных фотографий обычных харьковских семей — однажды фотохудожник Игорь Лаптев кинул клич и ему отовсюду понесли старые снимки.


– Было перебрано огромное количество фотографий – из архивов родственников, друзей, знакомых, кое-что покупал на развалах, у букинистов, приносили совершенно незнакомые люди, которые прослышали об этом проекте, – рассказывает Игорь Лаптев. – Кстати, в основном экспозицию составляют фотографии неизвестных людей – при выборе я опирался на то, какие ощущения вызывает у меня снимок, насколько он композиционно удачен.

Автор признается: не сразу, глядя на фото, было понятно, что получится в итоге. В какой-то момент его осеняла идея – через какой нюанс передать настроение: позу, поворот головы, «говорящий» взгляд. Некоторые работы приходилось переделывать по три-пять раз – то не впечатляли, то не входили в резонанс с другими работами. Мастеру пришлось проработать огромное количество материала о том времени, которое он хотел показать, десятки документальных фильмов, сотни журналов, газет и книг.

– Иногда на работу уходил день, а бывало, «вынашивал» как ребенка – по 8-9 месяцев, – говорит мастер. – К примеру, есть коллаж с изображением человека, который в 30-е годы работал на железной дороге. Я несколько раз пытался найти подход к художественному решению – не складывалась тема. А потом Инна мне принесла носовой платок этого человека. Он умер в ГУЛАГе и во время пребывания там успел передать жене, живущей в Харькове, этот платок, на котором было написано о любви и подчеркнуто: «здесь нет никаких птиц, даже воробьев». У меня появилась зацепка – и коллаж сложился, хотя в работе нет ни птиц, ни самого платка.

Люди узнавали на фотографиях своих родственников


Часть выставочных работ создана на основе фамильных архивов известных харьковчан. Снимки предоставили Радислава Капнист, Светлана Колыванова, Лилия Карась-Чичибабина, были использованы и архивные фото Леонида Быкова из коллекции краматорского краеведческого музея.

– Мы старались подбирать так, чтобы на снимке были изображены не просто люди, а еще и окружающие элементы, – говорит Инна Можейко. – Иногда это был фрагмент почерка из какой-то записи, автограф или какой-то аксессуар- носитель эпохи. К примеру, у нас была цитата, написанная рукой Леонида Быкова «У житті можна або тліти, або горіти», она тоже использована в коллаже.

По словам Инны, при выборе харьковских «звездных» персон, часто играло роль личное знакомство с родственниками, приобретенное благодаря журналистской деятельности. Хотя случались и невероятные совпадения.

– Когда уже было готово несколько работ, – рассказывает Игорь Лаптев, – ко мне в гости зашла Рада Капнист и фотограф Алексей Иваницкий. Он начал просматривать коллажи и остановил взгляд на одной работе: «Игорь, а ты в курсе, кто на этой фотографии? Это мои отец и дядя». Я немного опешил, ведь изначально я не знал, чье это фото, поскольку купил его в каком-то букинистическом магазине. Подобный случай не единственный. Помню, в Славянске показывал друзьям заготовки работ – один из них узнал на фото своих знакомых.

Леонид Быков перекрыл доступ к личной жизни


Игорь Лаптев признается: работать с личными вещами умерших людей оказалось энергетически тяжело, в некоторых случаях пришлось даже столкнуться с потусторонним.


– Сложнее всего было с Быковым, – говорит фотохудожник. – Коллаж, посвященный ему, хотелось представить как-то драматично – неустроенная семейная жизнь, трагическая гибель, хотелось коснуться личного, но что-то мне не давало это сделать. Я мучился несколько дней, вплоть до диких головных болей и тошноты, а потом понял: это был знак – личное не трогай. И когда я отказался от идеи прикосновения к личному – коллаж сложился.

Из серии мистических совпадений – и работа над фотографией младенца, которую сосед Лаптева выудил из личного архива. На снимке 1914 года – мальчик, лежащий на специальной подставочке для малышей. Работая над коллажем, мастер наложил на поверхность изображения ангела, волны, символизирующие движение времени и часы. На стрелках – около часа времени.

– Какое-то внутреннее чутье подсказало мне поставить именно эти часы, – говорит Игорь. – Когда сосед увидел работу – у него волосы стали дыбом. Оказывается, этот ребенок прожил всего год.

Радислава Капнист – одна из тех, кто видел работы, посвященные своей матери, актрисе Марии Капнист, задолго до самой выставки.

– Я в восторге, – признается Радислава. – Когда Игорь попросил у меня семейные фотографии и сказал, для чего это нужно – я не сомневалась ни секунды. Мне было очень приятно, что фотограф заинтересовался моей мамой.

По словам Радиславы Капнист, Лаптев выбрал из архива около 20 фотоснимков – портретные фото Марии и детские – Радиславы, которые очень удачно скомбинировал в коллаже.

– К примеру, есть работа, на которой изображена я в детстве, Игорь приставил передо мной длинную дорогу – символ жизненного пути, получилось очень волнующе, – признается Радислава Капнист. – Что касается мамы, при жизни она мало рассказывала о себе, и только теперь появилась возможность показать людям, каким она была светлым человеком.

Данная выставка – не конец проекта


По словам авторов, экспозиция требует вдумчивого зрителя.

– Человек, рассчитывающий увидеть красивую картинку, ничего там не найдет, – говорит Инна Можейко. – Любой коллаж – это загадка, которую нужно расшифровывать.

И все же фотохудожник Игорь Лаптев уверен, что его работы затронут многих.

– В первую очередь, выставка призывает уважать своих предков, – говорит мастер. – А молодых нужно учить этому. Кстати, перед тем как выставить работы на всеобщее обозрение, я проверял, как отреагирует молодежь на такое творчество – показывал родным, знакомым. Отзывы были абсолютно разные, но всегда положительные. Кроме того, даже в наше время на выставках смотреть особо нечего, выбора нет. А это – нечто новое в искусстве. Думаю, каждый человек найдет в этих работах что-то для себя – в них же есть душа!

Игорь Лаптев надеется, что нынешняя выставка – еще не конец проекта. У него накопился большой архив старинных фотографий, над которыми еще работать и работать.

Выставка фотоколлажа Игоря Лаптева «Жернова времени» будет работать в галерее «Мистецтво Слобожанщини» до 4 февраля.
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2775.5 грн
100 EUR 3149.08 грн
10 RUB 4.2057 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи