Вечереет рано, сын допоздна задерживается на продленке и мне кажется, что в классах, где они занимаются, все-таки темновато. Есть ли какие-то правила освещенности в школах? Светлана

Окна должны смотреть на юг или на восток


Недостаточный уровень естественного и искусственного освещения – одна из причин снижения остроты зрения у детей, предупреждают врачи Харьковской областной санитарно-эпидемиологической станции.

– В структуре общей заболеваемости близорукость постоянно занимает одно из ведущих мест, причем ее показатели из года в год не уменьшаются, – говорит заведующая отделением гигиены детей и подростков Харьковской областной СЭС Татьяна Ефимова.– Не последнюю роль в формировании близорукости у детей играют недостаточные уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Одно из главных и непременных условий светового режима в детских учреждениях – рациональное освещение всех, а в первую очередь – основных помещений.

– В детских садах и школах естественное освещение определяется многими нормативными показателями, среди которых ведущие -- правильное расположение здания, ориентация его основных помещений, достаточный коэффициент естественной освещенности, световой коэффициент, коэффициент заглубления. Естественное освещение в основных помещениях должно быть достаточным, равномерным, без бликов и теней на рабочем месте. Поэтому рекомендуемое расположение окон – на юг, юго-восток и восток, – перечисляет Татьяна Ефимова. – На север можно ориентировать только кабинеты изобразительного искусства и черчения, где необходимо равномерное освещение. Оптимальный уровень естественного освещения обеспечивается при верхнем и боковом потоке света. Он должен быть направлен по левую сторону, а в мастерских по обработке металла должно преобладать правостороннее или прямое светораспределение.

Если окна выходят на юго-восток или юг – их нужно обязательно обустроить солнцезащитными средствами (жалюзи, шторами из ткани с достаточными светопропускными свойствами), напоминает специалист.

Искусственное «солнце» должно быть теплым


Что касается искусственного освещения – лучше всего использовать в помещениях люминесцентные лампы и лампы накаливания, которые дают рассеянный свет. Освещение должно быть не слишком ярким и холодным. Кроме того, важно помнить о правилах безопасности.

– Сегодня в учебных заведениях часто применяются энергосберегающие лампы. Но их можно использовать только при наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и инструкции по использованию, хранению, утилизации отработанных и поврежденных ламп. Ни в коем случае нельзя хранить такие лампы в детском учреждении, поскольку в своем составе они имеют ртуть, которая оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья человека, особенно на здоровье ребенка, – предупреждает Татьяна Ефимова.

Люминесцентные лампы тоже не без «греха».

– При исследовании физических факторов, которые создают малокомпактные люминесцентные лампы на расстоянии до 0,5 м, были выявлены значительные превышения предельно-допустимых уровней электромагнитного поля, поэтому такие лампы могут использоваться только для общего освещения. Использовать их для местного освещения – например, для настольных ламп – не рекомендуется, – говорит специалист.

Хранить их тоже лучше как можно дальше от детей – в специальных местах, причем не избавляться самостоятельно, а передать на утилизацию.

Сквозь грязные окна света божьего не видно
Очень важно блюсти чистоту оконных стекол. По данным отделения гигиены детей и подростков Харьковской облСЭС, запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и больше, а замерзание стекол зимой – на 60-80%.