Образы Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Марии Магдалины и другие святые лики разместились в одном из залов художественно-мемориального музея И.Е. Репина в Чугуеве – там открылась выставка произведений сакральной живописи из фондов музея.

В экспозиции с благородным названием «Светом души возродится…» представлено около 90 икон. И хотя фонд музея располагает большим количеством работ, выставить все сразу невозможно – не хватает площадей.

– На выставке можно увидеть иконы конца XVIII – начала XX века, – рассказывает заведующая мемориальным отделом музея Елена Сабодаш. – Это работы киевских, московских, суздальских, ветковских, чугуевских, борисовских и других мастеров иконописи.

Центральное место в экспозиции занимает работа чугуевского художника Павла Триказова «Мария Магдалина», отреставрированная на благотворительные средства в рамках проекта «Музейная ночь с Марией Магдалиной».

– Это живописное полотно поступило в наш музей от московского художника Григория Таежного, – говорит Елена Сабодаш. – Когда-то ее реставрировали специалисты московского государственного исторического музея и во время работы обнаружили надпись «Триказов, г. Чугуев, 1854 г». Когда картина попала к нам, лак на ней уже, к сожалению, потемнел и надписи видно не было. Тогда же возникла идея отреставрировать это полотно.

Поскольку денег на реставрацию не было, сотрудники музея решили сделать этот проект благотворительным. В течение апреля–мая 2011 года были собраны средства – 3250 гривен, а через полгода харьковский реставратор Артем Погребной привел картину в порядок и подтвердил наличие надписи.

Отдельным блоком на выставке представлены иконы чугуевских живописцев, среди которых работы Ильи Репина и его учителей.

– Эти иконы отличаются от остальных колоритом и стилистическими особенностями, – рассказывает заведующая мемориальным отделом. – Чугуевские мастера стремились к академизму в живописи – и картины получились реалистичными и утонченными. Они использовали краски собственного производства, поэтому в работах доминируют холодный малиновый и разные оттенки голубого цвета. Часто использовался оливковый фон и низкая линия горизонта, за счет чего святой кажется гораздо крупнее на фоне пейзажа. Также в этих работах присутствует охристый или золотистый ободок по краю иконы.

Жемчужинами коллекции являются старообрядческие иконы, написанные на сусальном золоте темперными красками. Это работы ветковской и суздальской школ, которые отличаются темными ликами и схематичностью.

– Их писали темперой – краской, в основе которой лежит желток яйца, сухое вино и растительные красящие пигменты, – объясняет Елена Сабодаш. – Работы покрывали сверху олифой, поэтому многие произведения этих иконописных школ не сохранились – олифа имеет свойство темнеть.

Отдельным блоком представлены работы, привезенные в Чугуев из различных паломнических путешествий тех времен. Среди них греческие, русские иконы Задонского монастыря Воронежской области и козельщанская икона Пресвятой Богородицы, некогда завезенная из Полтавского монастыря.

– В этом же блоке выставлены слобожанские иконы, – говорит Елена Сабодаш. – В том числе уникальная икона ларецкой Пресвятой Богородицы, которая попала к нам в очень плохом состоянии. Несколько лет назад мы ее отреставрировали и сейчас впервые экспонируем.