Если кому-то надоели массовые растиражированные тысячами экземпляров книжки – возможно, самое время прикоснуться к загадочным самодельным фолиантам. В Харькове открылась выставка арт-бука – книг, в которых даже бумага сделана вручную.
Каждое издание – эксклюзив
26 января в Харьковской городской художественной галерее на ул. Чернышевского, 15 открылась первая в городе выставка арт-книг. Этот проект под названием RUTABOOK подготовлен для Киевского музея книгопечатания, но вначале его показали в Харькове. В экспозиции – два десятка экспонатов, над которыми потрудились 17 художников из Украины, России, Чехии и США. Эти «источники знаний» появились на свет не на конвейерном потоке в полиграфическом цеху, каждый из них – эксклюзив.
– Часть работ выполнили мои друзья-художники, – рассказывает куратор проекта Рута Коршунова. -- С остальными иллюстраторами познакомилась через Интернет. Особенность этой выставки в том, что книги, в том числе и бумага, сделаны вручную от начала и до конца, в некоторых изданиях использованы природные материалы. Я под каждого автора делала книгу, посылала по почте, они выполняли иллюстрации и возвращали тоже по почте.
Процесс рождения эксклюзивного фолианта довольно трудоемкий.
– Листы из целлюлозы я отливала вручную, – рассказывает мастер. – На подготовку целлюлозы (измельчение и помол), а также отлив двадцати страниц уходит день.
Прикрепленные к кускам ткани влажные странички Рута сушит как белье – на прищепках. В зависимости от фантазии мастера кустарная бумага может быть гладкой, ровной, грубой или плотной. Мало того – на самодельной бумаге можно всласть «покреативить»: в бумажное сырье можно добавлять сушеные цветы, листочки, кусочки тканей – они потом просвечивают между волокон.
«Костюмом» для книги стала скорлупа кокоса
Итак, получив от куратора проекта листы бумаги, художники взялись за изготовление собственных книг: они ведь не только иллюстрировали книгу, но и стали ее писателями. В рукописях – стихи, философские мысли и юмор.
А некоторые художники и вовсе отпустили на волю свою фантазию, взявшись за оформление не только начинки книги, но и ее обложки. Например, переплет издания под названием «Инстанция» декорирован пластиковой лепкой и представляет собой выпуклое лицо некоего инопланетянина: на читателя пристально смотрят его стеклянные зеленые глаза. Автор инопланетного взгляда – москвич Азарий Горчаков: единственный художник, который сам пожелал сделать не только книжные «внутренности», но и обложку. Как выяснилось, лепка Азарию Горчакову очень близка: он специализируется на масках и куклах.
«Костюмчиком» для другой книги послужила скорлупа кокосового ореха. Экзотическая обложка закрывается на замочек, внутри – круглые странички «Дневника Робинзона». Автор записей в скорлупе – каллиграфист из Киева Ольга Газзе. Автор еще одного эксклюзива – Артем Огурцов – не поскупился даже на драгметаллы: в иллюстрациях своего фолианта он использовал настоящие сусальное золото и серебро. А автор из Чикаго Рафаэль Левчин создал «джинсовую» книгу «Черноснежка»: все ее странички не только выкрашены под цвет потертой джинсы разного оттенка, но имеют ее фактуру. Как оказалось, эту книгу художник придумал и иллюстрировал вместе с группой американских детей, с которыми он занимается рисованием. К слову, Черноснежка – это не контробраз Белоснежки. Черноснежка – вполне мирная девочка, просто она активно борется со своими страхами.
Выставку разместили в подвале галереи, и куратор считает экзотическое подземелье вполне подходящим местом:
– Эти кирпичи и сама атмосфера напоминают неровные края бумаги, – поясняет Рута Коршунова.
На входе – упаковка полиэтиленовых перчаток. Они предназначены для посетителей, которые захотят полистать книжки.
Выставка завершит работу 29 января. После Харькова проект переместится в Киев, где 24 февраля выставка откроется с большим количеством работ.