Такой головокружительный и немного мистический сюжет из жизни нашего соотечественника вдохновил создателей украинского фильма «Тот, Кто Прошел Сквозь Огонь». На днях его презентовали в Харькове.
Фильм о летчике-эмигранте снимать было нельзя
Создатели фильма воспользовались реальной историей, хотя ее крутые виражи напоминают приключенческий роман. В основе сюжета – реальные факты из биографии Героя Советского Союза (медаль «Золотая звезда» № 1733), летчика авиации, гвардии старшего лейтенанта Ивана Ивановича Даценко. Иван Даценко родился в 1918 г. неподалеку от Диканьки – в селе Чернечий яр Полтавской губернии. Перед самой войной окончил летную школу и в первые дни войны ушел на фронт. Был командиром бомбардировщиков, принимал участие в Сталинградской битве, за войну совершил около трехсот боевых вылетов.
В апреле 1944 года под Львовом самолет Даценко сбили немцы. С этого момента о его судьбе ничего не известно, ее-то и домыслили создатели фильма. По их версии, сначала летчик попал в немецкий плен, бежал, но затем снова оказался в лагерях – на этот раз в сталинских, на Дальнем Востоке. Оттуда тоже удалось бежать, и, возможно, через Чукотку или Аляску он попал в Канаду. Дата, когда о полтавском летчике снова всплывает достоверная информация – 1967 год.
– Тогда советская делегация побывала в Монреале на всемирной выставке Экспо-67, – рассказывает продюсер фильма Андрей Суярко. -- В составе делегации были актриса киностудии им. Довженко Наталья Наум, кинорежиссер Тимофей Левчук и известный артист балета Махмуд Эсамбаев. Махмуд Эсамбаев попросил министра Канады показать, как живут индейцы.
Так в Монреале наша группа посетила одно из поселений южноамериканских индейцев. Неожиданно для советской делегации величественный вождь местного племени ирокезов, облаченный, как ему и положено, в костюм с перьями, вдруг поприветствовал их на чистейшем украинском языке: «Здоровеньки були! Заходьте до мене у вiгвам». Вождь поведал, что зовут его Иван Даценко. Актриса и режиссер киностудии Довженко сообщили об украинском вожде краснокожих сразу по возвращении домой. Но тогда фильм о Герое Советского Союза, который живет на Западе, снимать было нельзя.
В «Жди меня» опознали летчика
Махмуд Эсамбаев напомнил о летчике только спустя 35 лет – в 2002 году.
– Историю документально записал Махмуд Эсамбаев, – говорит Виктор Андриенко. -- Ему, кстати, Иван Даценко подарил костюм индейского шамана и там, в индейском племени, его научили танцевать. Махмуд Эсамбаев до конца жизни танцевал в этом костюме.
«Экзотическим» вождем по просьбе его племянницы Ольги Рубан заинтересовались авторы телепрограммы «Жди меня». Эта удивительная история стала предметом обсуждения не одной, а трех программ. Авторам «Жди меня» удалось разыскать людей, которые знали Даценко и на родине, и в Канаде, а кроме того, они сделали специальную экспертизу фотоснимков и летчика, и вождя Ивана Даценко. Экспертиза подтвердила, что это один и тот же человек.
Эта история вдохновила писателя Вадима Драпея на произведение «Тот, Кто Прошел Сквозь Огонь». Затем за летчика-вождя взялись киносценаристы Михаил Ильенко, Денис Замрий и Константин Коновалов -- и в 2007 г. началась работа над фильмом. Сюжет усложнили крутыми любовными перипетиями, мистикой и коварными сотрудниками КГБ.
– В Киев на премьеру приехали около 50 родственников Ивана Даценко из Чернечьего яра и Диканьки, – рассказывает Виктор Андриенко. -- Приезжала и его племянница Ольга Рубан. Для них Даценко герой. Родственники не выясняли, что именно в фильме факты, а что – вымысел. Они восприняли фильм как художественное произведение.
Фильм до мозга костей отечественный
Все эпизоды снимали под Киевом – в Каменец-Подольском и исключительно украинская съемочная группа на отечественные средства и силами только украинских кинопроизводителей. В фильме тоже играют только украинские актеры.
Самый, пожалуй, известный актер – Виталий Линецкий: он играет одолеваемого страхами и постепенно сходящего с ума сотрудника госбезопасности Степана Шулику. Остальные актеры молоды и пока не очень известны. Хотя, по словам продюсера, исполнивший главную роль Ивана Додоки (Ивана Даценко) Дмитрий Линартович теперь нарасхват: ему пишут поклонницы, его активно приглашают на телепередачи.
Некоторые актеры – харьковчане, в частности, Сергей Соловьев, который окончил харьковский институт искусств, генеральный продюсер фильма Владимир Филиппов тоже долгое время жил в Первой столице. Даже большинство «индейцев» из фильма – актеры харьковского индейского театра «Дети Земли». Пришлось привлекать в племя и детей из местного цыганского табора.
– Надеюсь, нам удалось показать дух самобытности. А еще я заметил параллель между индейской и украинской культурой, например, в орнаментах и в магии оберегов, – говорит руководитель индейского театра «Дети Земли» Павел Горишный.
Мистика была явно лишней
Бюджет фильма – 16 млн грн., из них 10 млн – государственные финансы, остальные средства – продюсерские и спонсорские. Фильм уже в прокате. По словам его создателей, в кинотеатрах на него аншлаг. А вот харьковский зритель оценить фильм пока не спешит, несмотря на то что студентам предоставляют скидки в 20%.
-- Я решил посмотреть этот фильм не потому, что это первый украинский фильм, – делится впечатлениями харьковчанин Илья Подгорный. – Меня заинтриговал уникальный сюжет. И я ждал от фильма большего. Нельзя сказать, что лента выглядела бедно: прекрасно подобраны актеры, использована компьютерная графика. Но получилось, как в фильме «17 мгновений весны», когда Штирлиц разговаривает с Мюллером: «У вас сегодня было рвение, умение, навыки, мудрость. Не хватало только одного – вдохновения». Мне кажется, что фильм не дотянул: осталась какая-то неудовлетворенность. Я не хочу делать рекламу западным или американским киностудиям, но мне кажется, что если бы такую историю о своем герое с подобной судьбой сделали американцы – из нее получился бы прекрасный блокбастер. А кроме того, мне кажется, что в этом фильме не совсем уместны были аллегории, мистика – «приметы» украинского поэтического кино 70-х прошлого века. Ему явно не хватает динамики, движения, диалогов, интриги.
-- Я решил посмотреть этот фильм не потому, что это первый украинский фильм, – делится впечатлениями харьковчанин Илья Подгорный. – Меня заинтриговал уникальный сюжет. И я ждал от фильма большего. Нельзя сказать, что лента выглядела бедно: прекрасно подобраны актеры, использована компьютерная графика. Но получилось, как в фильме «17 мгновений весны», когда Штирлиц разговаривает с Мюллером: «У вас сегодня было рвение, умение, навыки, мудрость. Не хватало только одного – вдохновения». Мне кажется, что фильм не дотянул: осталась какая-то неудовлетворенность. Я не хочу делать рекламу западным или американским киностудиям, но мне кажется, что если бы такую историю о своем герое с подобной судьбой сделали американцы – из нее получился бы прекрасный блокбастер. А кроме того, мне кажется, что в этом фильме не совсем уместны были аллегории, мистика – «приметы» украинского поэтического кино 70-х прошлого века. Ему явно не хватает динамики, движения, диалогов, интриги.