Музыкально-литературный фестиваль «ZEX» («Цех») — уникальное для Харькова мероприятие. Его организаторы — швейцарская культурная программа «Про-Гельвация» и творческое объединение «Остання барикада».

Фестиваль «ZEX» стал экспериментом, который должен был продемонстрировать огромный творческий потенциал, остроумие и демократичность нашей нации. По большому счету, украинским поэтам и прозаикам это удалось: культурный цех собрал огромное количество любителей слова и поклонников ска-музыки. Несколько сотен студентов, старшеклассников и молодых людей заполнили зал экспериментальной сцены театра так, что и яблоку было негде упасть. Особенно внимание зрителей привлек поэтический слэм-турнир (слэм — свобода движений, яркие эмоции). Такая форма литературных чтений давно популярна за границей, но для Украины это пока что новшество.
Одним из организаторов необыкновенного турнира и ведущим фактически всех мероприятий был харьковский прозаик Сергей Жадан. Не обошлось и без участия не менее известных творческих личностей — Ирэны Карпы, Любка Дереша, Дмитрия Лазуткина, Павла Коробчука, Богдана Горобчука, Светланы Поваляевой, Олега Коцарева. Публика принимала украинских писателей на ура и поддерживала их аплодисментами.
— Фестиваль современного искусства «ZEX» не является литературным или музыкальным фестивалем в традиционном понимании этого слова, — говорит Сергей Жадан. — Приглашая участников и формируя программу, мы ставили перед собой одну цель — собрать как можно больше не похожих друг на друга писателей и музыкантов, которых можно объединить разве что по одному критерию — актуальности их творчества в культурном пространстве Украины. А создать уникальную творческую атмосферу, на мой взгляд, у нас получилось. Так что вполне возможно, что в следующем году состоится второй фестиваль «ZEX».
Тем не менее поколение нового образца литературного слова высшей оценки никак не заслуживало. Слэм-турнир предполагал умение владеть словом (будь то проза или лирика), импровизацию, актуальность, артистичность участников. Но к выступлениям Назара Гончара, Назара Федорака, Сашка Ушкалова, Ростислава Мельникова, Юлии Тараненко, Юрка Покальчука, Катрины Хаддад больше подходит выражение «претензия на креатив». В какой-то степени это интересно. Но отпугивает вседозволенность, вплоть до нецензурной лексики. Например, участники турнира читали свои произведения всего лишь пару минут. После чего ведущий турнира Анатолий Ульянов буквально руками выталкивал со сцены конкурсанта с криками: «Это полнейший бред!», тем самым подначивая публику к странным действиям. В итоге начинающие поэты и прозаики были забросаны пластиковыми бутылками, скомканной бумагой и даже расческами! К завершению программы вся сцена была усеяна разнообразным зрительским инвентарем. Разрешалось все, на дикие вопли, нецензурную лексику и непристойные жесты из задних рядов никто не обращал внимания.
— В отличие от старшего поколения писателей молодые поэты занимаются поисками новых форм публичной презентации собственного творчества и, должен сказать, с удовольствием идут к публике, — рассказывает о слэм-турнирах молодой, но уже известный Анатолий Ульянов. — Традиционные литературные чтения уже пережили себя, это — холостой выстрел. Но поэты старшего поколения никак не могут этого понять. А молодежь знает, что современная публика — это лентяи, которым нужна не духовность, а шоу. Понимая необходимость шоу, поэт приходит к слэму.
Что действительно порадовало — это приезд современного украинского классика Юрия Андруховича и группы «Карбидо» из польского Вроцлава. Они представили прекрасный джазово-литературный проект «Самогон». Как сообщили организаторы, участие Андруховича в фестивале оговаривалось еще год назад, поэтому не состояться данное мероприятие просто не могло. Ради приезда в Харьков Юрий Андрухович отменил ряд выступлений в Германии и Польше.
Завершился фестиваль современной литературы под аккорды групп «Ойра» (Харьков), «Перкалаба» (Ивано-Франковск). Дискотека в стиле а-ля народные танцы смела деревянные табуретки, выставленные перед сценой. Зал взрывался под западные мотивы «Перкалабы» и ска-аккорды «Ойры». Молодежь устроила теперь уже танцевальный слэм, толкая друг друга из стороны в сторону и бешено прыгая со стульев в толпу.
Литература — часть необъятной культурной жизни народа. То, что украинская проза выходит на новый этап развития, понятно. Контрастные эмоции в рассказах Карпы либо абсурдные, но реальные ситуации в историях Поваляевой — новое «лицо» украинской литературы. На любителя? Скорее всего, да. Конечно, свобода мысли должна присутствовать в любом творении человека, но и рамки приличия соблюдать все же стоит. Ведь на произведениях современных молодых литераторов учатся прежде всего подростки. А их поведение и культура в большинстве случаев оставляют желать лучшего.