Нынешние дети на диво начитаны и информированы. Они побеждают на олимпиадах и могут наповал сразить мам и пап своим интеллектом. Но раннее взросление все чаще оборачивается бедой.
Малыши не только умнеют не по годам, но и подхватывают абсолютно взрослые, как считалось раньше, болезни.Детям приходится взрослеть гораздо раньше, чем предыдущим поколениям. Нынче на школьную скамью усаживают детсадовскую малышню. Но шестилетний организм еще не готов постигать науки, и сигналы первых болезней начинают раздаваться после первого в жизни ребенка школьного звонка, утверждают медики.
– Дочка не болела, пока не пошла в школу, – делится мама пятиклассницы Елена Андреева. – Я определила ее в «продвинутую» гимназию, и чтобы мое дитя было на уровне – мы занимались не только уроками, но и в школьных кружках. А еще – чтобы ребенок был разносторонним – водила на художественную гимнастику, английский язык, в художественную студию и театр американского мюзикла. Времени отдохнуть не оставалось даже в выходные: то репетиторы, то спектакли, то соревнования. Через месяц такой жизни у ребенка появились черные круги под глазами, а потом она начала постоянно болеть, подхватывая все вирусы и инфекции. Зимой скорая помощь приезжала к нам чуть ли не каждую ночь. Обнаружилась ликварная гипертензия, появились проблемы с сердцем, почками, печенью. В 1-й класс мы ходили практически два месяца: остальное время либо лечились дома, либо в больницах. Слава Богу, нашлась умная врач, которая посоветовала проще относиться к школьным оценкам, а из кружков оставить только самые любимые ребенком. И дитя понемногу стало восстанавливаться! А после 5-го класса дочка вообще перестала болеть. Правда, даже в 16 лет сердечно-сосудистые проблемы, заработанные в первые школьные годы, «аукаются» до сих пор.
– К сожалению, часто семена «недетских» болезней в организм ребенка закладывают и сами родители, пытаясь идти в ногу со временем, увеличивая умственные нагрузки, недостаточно уделяя внимание качеству питания, образу жизни своих детей, – соглашается завотделением гигиены и подростков Харьковской облСЭС Татьяна Ефимова. – Ребенок должен физиологически созреть к тому или иному виду деятельности. Только к семи годам формируются зоны головного мозга, отвечающие за механизм адаптации к постоянно меняющимся условиям. Лишь после этого ребенок готов к обучению в школе. Абсолютно неестественно пытаться научить ребенка в шесть лет хорошему почерку и заставлять неподвижно сидеть за партой более 10–15 минут.
Перегруженность информацией – оборотная сторона учебного энтузиазма родителей. Если два десятилетия назад семилетний ребенок только начинал изучать азбуку – сейчас он уже может читать, писать, пользоваться мобильным телефоном и компьютером. Такая ситуация быстро приводит к истощению детской нервной системы, бьют тревогу медики.
– Не свойственные детскому организму нагрузки закладывают семена гипертонии, аритмии, стенокардии, – говорит завотделением гигиены и подростков Харьковской облСЭС Татьяна Ефимова. – К сердечным проблемам нередко приводят и школьные контрольные, которые сами по себе для ребенка – стресс. К сожалению, школьные программы составляются без учета динамики работоспособности ребенка, так что порой детям приходится писать не одну контрольную в день. Кроме того, смещение даже на 1-1,5 часа времени засыпания, пробуждения, завтрака, обеда и ужина приводит к быстрой утомляемости, ухудшению работы сосудов головного мозга.
Само собой, просиживая день-деньской за учебниками и компьютерами, детишки «состаривают» себе и зрение.
Если не сколиоз, то гастрит
Игра во взрослого обходится ребенку дорого.
– Большинство детей уже сейчас имеет по два и более диагнозов, – приводит печальные цифры Татьяна Ефимова.
По результатам ежегодных медосмотров харьковских школьников, у них все чаще обнаруживают сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки и другие болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. У 40-50 детей в области сколиоз перешел в тяжелую (3-4-ю) стадию – когда уже нарушены функции внутренних органов – и дети нуждаются в оперативном лечении.
Становятся детскими и болезни пищеварительной системы.
– Ряд диагнозов, которые многие расценивают исключительно как «взрослые» – гастрит, язвенная болезнь – регистрируется даже у 4-6 летних малышей, – говорит Татьяна Ефимова. – Сплошь и рядом обнаруживается желчекаменная болезнь. Сегодня проблемы с органами пищеварения имеет каждый пятый ребенок.
Ребенок научился приспосабливаться?
Медики напоминают: слишком малоподвижный образ жизни ведет ребятню буквально с пеленок.
– Дети рано знакомятся с компьютером, а ведь дошколят вообще не рекомендуется к нему подпускать, – сетует завотделением гигиены и подростков Харьковской облСЭС.
Адинамию считает одним из главных врагов детворы и доктор медицинских наук, завотделом гигиены детей школьного возраста и подростков Института охраны детей и подростков АМН Украины Георгий Даниленко.
– Еще 10-15 лет назад зимой на улице было много детворы: играли в хоккей, катались на санках, бросались снежками. Сейчас детей во дворе почти не заметишь: сидят за компьютерами. Во многих странах уже создают условия в школах, чтобы занять детей игровыми видами спорта. Нам тоже нужно двигаться в этом направлении, – считает врач.
А еще – нужно серьезнее относиться к тому, что дети едят, ведь в продуктах так много небезопасных добавок, а детское меню так напичкано углеводами!
– Кроме того, вокруг все больше химических веществ, включая и бытовую химию, – уточняет Георгий Даниленко. – Хотя, надо признать, что одновременно происходит и адаптация ребенка к новым условиям жизни.