Харьков едва не лишился нескольких десятков троллейбусов, приобретенных в лизинг пять лет назад. 

Компания, предоставившая городу этот транспорт, прислала своих представителей, чтоб изъять его за долги. Если бы это произошло, с улиц города исчезла бы почти треть троллейбусов.

Напомним, все началось в конце 2006 года, когда Харьковский горсовет приобрел для КП «Горэлектротранс» 90 троллейбусов и 10 трамваев, произведенных в России. Выплатить всю требуемую сумму сразу – порядка 120 млн грн. – город был не в состоянии, поэтому транспорт был взят в лизинг (аренду с последующим выкупом. – Авт.) у львовской компании «ПЛ Лизинг».

– Это был первый в Украине договор лизинга с привлечением средств местного и государственного бюджетов. Закон «Об электротранспорте» гласит, что закупка подвижного состава осуществляется на условиях софинансирования, то есть 50 на 50, – рассказывает директор Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Сергей Дульфан.

Тогда же был составлен график погашения долга львовянам, рассчитанный на пять лет. Первый платеж – 4, 2 млн грн. из госбюджета и столько же из горбюджета – был осуществлен вовремя, новые троллейбусы и трамваи вышли на харьковские улицы. Но уже в следующем году возникли проблемы. Согласно новому постановлению Кабинета министров, правительство финансировало закупки горэлектротранспорта только при условии, если машины были произведены в Украине.

– Законодательство Украины, как и всех цивилизованных стран, обратной силы не имеет. И на наш договор новое условие действовать не должно. Тем не менее государство перестало выделять деньги, – сетует Сергей Дульфан.

Некоторое время Харьков продолжал выполнять свою часть обязательств. Но после кризиса 2008 года возникли перебои и с городскими платежами. В декабре прошлого года закончился срок погашения долга, но «ПЛ Лизинг» не получил еще 67,7 млн грн. Еще около 5 млн грн. составили штрафы за нарушение сроков платежей. Директор «ПЛ Лизинг» Юрий Свидзинский объявил, что фирма вынуждена забрать принадлежащие ей троллейбусы и трамваи. Дело приняло международный оборот, ведь инвестором «ПЛ Лизинг» является государственный банк Польши. И львовские представители даже заявляли, что на изъятии в Харькове будет присутствовать сам Генеральный консул Республики Польша в Харькове Ян Гранат, который, впрочем, опроверг эту информацию.

– Ян Гранат не собирался и не собирается принимать участия в этой процедуре, – подчеркнули в консульстве.
Во вторник львовяне в сопровождении спецтехники прибыли в Харьков за троллейбусами. И тут компромисс все-таки удалось найти: мэр Харькова Геннадий Кернес и директор «ПЛ Лизинг» Юрий Свидзинский договорились продлить действие договора. А сессия горсовета 22 февраля рассмотрит вопрос о выделении средств на погашение харьковской части долга.

– Если не ошибаюсь, в Харькове – 313 троллейбусов. Изъятие 90 может привести к транспортному коллапсу. В нашу задачу не входит навредить городу, мы хотели получить свои деньги, – признался Юрий Свидзинский.