Уже этой весной по дорогам ЮЖД начнут курсировать скоростные межрегиональные поезда Hyundai и Skoda, а также современные составы отечественного Крюковского вагоностроительного завода.

Техобслуживание поездов будет осуществлять ремонтно-экипировочное депо, реконструкция которого началась в прошлом году. Сегодня работы близятся к завершению.

Несмотря на сильные морозы, в вагонном участке № 1 на станции Харьков-Сортировочный в две-три смены трудятся в общей сложности 400 человек. Строители заверяют, что к 10 марта «стойловая» часть депо будет полностью готова к приему поездов, а реконструкция административно-бытовой части и обустройство всей территории депо полностью завершатся к 1 мая.

На первый взгляд, строительные работы здесь еще в полном разгаре. Однако представители генерального подрядчика ЮЖД по строительно-монтажным работам заверяют: самое сложное — позади, осталось лишь уложить рельсы, смонтировать доставленное оборудование и завершить отделочные работы. А вот масштабы уже выполненных работ весьма внушительны. Строители практически полностью разобрали старое здание депо, оставив от него одни колонны. Теперь на его месте возвышается новый комплекс, состоящий из 420-метровой «стойловой» части для приема одновременно четырех поездов, и двухэтажного административно-производственного здания со встроенными котельной и компрессорной станцией. К окончанию реконструкции территория депо будет ограждена и оснащена системами видеонаблюдения, дабы исключить вероятность порчи вагонов или разворовывания оборудования.

В целом реконструкция депо обойдется Южной дороге около 150 миллионов гривен. Однако и цель масштабна -- Харьковский межрегиональный центр обслуживания скоростных поездов станет воплощением современных методов диагностики состояния вагонного оборудования и его обслуживания. Чтобы определить техническое состояние вагонных систем, их вовсе необязательно разбирать по частям: бортовые компьютеры, имеющиеся в каждом из скоростных поездов, сообщат информацию о системах обогрева и освещения в вагонах, запасах воды, состоянии вакуумных туалетов и т.д. Кстати, для очистки таких туалетов в депо предусмотрена вакуумная канализация с последующей очисткой стоков — новинка для отечественных железных дорог.

Впервые на дорогах «Укрзалізниці» именно в ремонтно-экипировочном депо на техстанции Харьков-Сортировочный предусмотрена возможность «трехуровневого» обслуживания каждого поезда. Ходовую часть и оборудование, расположенное под вагонами, работники депо смогут осматривать, проходя под поездами в полный рост. Для этого под каждым из путей сделаны смотровые канавы, в которых установлены металлические полутораметровые стойки -- на них-то и будут уложены рельсы. А для обслуживания среднего и верхнего уровней — кузовов вагонов и крышного оборудования — вдоль путей предусмотрены автоматизированные эстакады.

Для работы и отдыха сотрудников депо и поездных бригад в центре обслуживания скоростных поездов будут созданы качественно новые условия. После завершения реконструкции административно-бытовая часть комплекса встретит сотрудников новенькими офисами, мастерскими, комнатами отдыха и раздевалками, душевыми кабинками и туалетами (кстати, вместо семи старых здесь будет аж 25 новых). Уже монтируется оборудование в помещениях актового зала, архива и музея предприятия. Стены здания облицованы утепленными панелями европейского производства, а в комнатах предусмотрены системы климат-контроля. Внутренние перегородки в некоторых офисных помещениях теперь прозрачные, как принято за рубежом. И это не просто дань моде -- на первых порах в депо будут работать представители заводов, создавших для украинских железных дорог поезда Hyundai и Skoda.

Как рассказал начальник Южной дороги Виктор Остапчук, Харьковский межрегиональный центр предназначен для повседневного обслуживания и мелкого ремонта южно-корейских поездов, основной же их ремонт будет осуществляться в Дарнице. А вот для двухэтажных «Шкод» харьковское депо будет базовым.

— Исходя из опыта работы «Шкод» в Вильнюсе, с них, образно говоря, только и «вытирают пыль» и изредка меняют тормозные колодки, -- говорит Виктор Остапчук. — Система настолько простая и надежная, что позволяет при правильном подходе во много раз снизить эксплуатационные расходы по сравнению с обычными электропоездами. Я думаю, что новые поезда позволят в разы сократить трудоемкость ремонта, оснастить наших сотрудников современным диагностическим оборудованием -- в общем, перейти к новому качеству обслуживания поездов.

За двухэтажными поездами — будущее, ведь в некоторых направлениях (например, крымском) железная дорога уже исчерпала свою пропускную способность. Планируется, что «Шкоды» будут осуществлять региональные перевозки, в том числе по участкам Харьков — Полтава – Красноград – Лозовая — Харьков; Харьков — Купянск – Преддонбассовская – Славяногорск – Изюм -- Харьков. Это позволит кардинально улучшить транспортное обслуживание жителей многих районов Харьковской области: Купянского, Боровского, Шевченковского, Чугуевского, Волчанского, Великобурлукского, Двуречанского, Кегичевского, Зачепиловского, Нововодолажского, Изюмского, Змиевского, Балаклейского и др. Кроме прочих преимуществ, будет решена и давняя проблема пересадок пассажиров электричек на станциях стыкования двух родов тока Граково и Огульцы имени Александра Пучко, ведь «Шкоды» являются поездами двойного питания. Не исключено также, что одну «Шкоду» летом пустят до Симферополя и Мариуполя.