В начале сентября советник городского головы по экономическим вопросам Фазиль Аббасов, представляя проект реформы жилищно-коммунального хозяйства города, сообщил журналистам, что одним из пунктов преобразований значится создание единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) «по принципу Единого окна». Представители консалтинговой компании OXS (Москва), которая будет заниматься разработкой и созданием ЕИРЦ, обещают, что, по сравнению с уже существующим единым расчетным центром (ЕРЦ) ОАО «Мегабанк», новый центр сможет дать большее количество услуг. В основной же своей функции — сборе с населения коммунальных платежей — ЕИРЦ будет полностью дублировать расчетный центр ОАО «Мегабанк».

Точка зрения властей
Вопрос, зачем городу два единых расчетных центра, возник уже на пресс-конференции по реформе ЖКХ. И что будет с первым, если центр — это не только большие суммы денежных средств, но и колоссальная база данных, могут ли функционировать две базы сразу и, опять же, зачем? Директор компании OXS (Украина) Михаил Куценко сообщил, что в рамках проекта предполагается создание нескольких уровней работы ЕИРЦ: город — район — микрорайон. «Каждый уровень будет иметь доступ к своим данным, выполнять определенные функции. То есть за справкой, которую нужно получить в паспортном столе, не нужно ехать в город, ее можно будет получить в своем микрорайоне». Разработкой ЕИРЦ займутся специалисты горсовета, компания OXS в качестве консультанта и — «как гарантия успеха данного проекта» — специалисты немецкой компании SIV.AG. Роль последней заключается в разработке специального программного обеспечения для жилищно-коммунальной сферы Харькова.
Преимуществом ЕИРЦ Михаил Куценко назвал расширенный спектр услуг, которым смогут пользоваться харьковчане. Какие же это услуги, не связанные с ЖКХ? Кабельное телевидение, связь, Интернет (все эти услуги можно оплатить и в едином расчетном центре «Мегабанка». — Прим. авт.), а также финансовые услуги: страхование жилья, жизни, выплаты процентов по кредиту, ипотечное кредитование. Кроме того, компания OXS декларирует следующее.
— Первая и основная задача при создании ЕИРЦ — прозрачность денежных потоков, поступающих от населения при расчетах за полученные услуги. Стоит задача распределения поступлений по видам услуг между управляющими компаниями, потребителями, поставщиками услуг. Необходимо также создание единого информационного пространства для населения — по жилому фонду города, его состоянию. Это вторая задача. И третья — стратегическая, косвенно вытекающая из первых двух — это повышение управляемости ЖКХ Харькова за счет прозрачности и более оперативного контроля со стороны городского совета.
«То есть это создание некоего достаточно мощного инструмента в руках города, который позволит оказывать населению максимум услуг с минимальными затратами для города и для населения в частности», — резюмировал Михаил Куценко. Что значит «минимальные затраты», когда предстоит потратить миллионы средств налогоплательщиков на создание с нуля сложной информационной системы, предполагающей покупку программного обеспечения, оборудование современной техникой, мебелью, в конце концов, подготовку кадров?
Проблем с финансированием советник мэра Фазиль Аббасов не ожидает, потому что «значительные средства на реформирование этой сферы по Украине предусмотрены, начиная с 2004 года, Законом «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства». Однако, по словам министра строительства, архитектуры и коммунального хозяйства, ни один город не смог воспользоваться этими деньгами, потому что никто не представил разработанный проект бизнес-плана по реформе. Мы участвуем, поскольку знаем, что деньги есть — на 2006 год запланировано выделить около 475 млн. грн.».
Точка зрения ОАО «Мегабанк»
Единый расчетный центр «Мегабанка» появился в Харькове 7 лет назад. Сегодня в городе функционирует около 100 окон приема коммунальных платежей в удобных для харьковчан местах. В системе базы данных ЕРЦ — 650 тысяч лицевых счетов харьковчан. В целом по Украине — 2 миллиона лицевых счетов. Расчетный центр оказывает широкий спектр услуг, связанных с оплатой коммунальных платежей по единым квитанциям, в базе данных ЕРЦ отражено состояние задолженности, суммы начислений на текущий момент. При оформлении субсидии у харьковчан нет нужды бегать по разным конторам, тратя время на выстаивание в очередях за справками. Сотрудник отдела субсидий получает полную картину платежей и задолженностей человека в базе данных ЕРЦ. Председатель правления ОАО «Мегабанк» Елена Жукова подчеркивает, что «Мегабанк» обеспечил за счет собственных средств полную информатизацию отделов субсидий и их оперативную связь с базами данных единого расчетного центра.
— У руководства «Мегабанка» и ЕРЦ вызывает недоумение ряд заявлений городских властей по поводу функционирования единого расчетного центра в Харькове. Мы поняли, что планируется построение полного аналога действующей системы ЕРЦ, — отметила Елена Жукова. — Что, естественно, у нас вызывает вопрос. Во-первых, зачем тратить деньги на создание аналогичного проекта, который успешно функционирует во многих городах Украины? Если «Мегабанк» на создание ЕРЦ потратил около трех лет, инвестировав в его создание порядка двух миллионов долларов, то по ценам 2006 года инвестиций на создание нового ЕРЦ понадобится примерно 5 миллионов долларов. При нынешнем состоянии ЖКХ, неужели городским властям не на что будет потратить эти деньги? Во-вторых, почему нельзя с пользой для города в рамках реформы ЖКХ задействовать существующий ЕРЦ?
Непонятны руководству «Мегабанка» намеки на то, что якобы ЕРЦ работает непрозрачно. «У нас заключены очень жесткие договоры с предприятиями-поставщиками услуг, в которых четко прописаны правила игры: малейшие случаи задержки денежных средств со стороны «Мегабанка» караются колоссальными штрафными санкциями. За семь лет ни одно предприятие к «Мегабанку» не предъявляло претензий», — говорит директор ЕРЦ «Мегабанк» Юрий Сергеев. Банку, который сегодня находится на пути создания всеукраинской единой расчетной системы, действительно есть чем гордиться. В конце лета система ЕРЦ «Мегабанка» была признана лучшим банковским продуктом в Украине, ей присвоен Диплом победителя Всеукраинского конкурса-выставки «Лучший отечественный товар года 2006». По информации Юрия Евгеньевича, сегодня 18-20% харьковчан оплачивают коммунальные услуги дважды в месяц. И вообще жителей первой столицы можно считать дисциплинированными плательщиками во многом благодаря системе, внедренной ЕРЦ, по которой человек сам решает, сколько он может заплатить за ту или иную услугу. Таким высоким уровнем мобилизации денежных средств, как в Харькове, могут похвастаться далеко не все города. «Проще было бы ввести биллинговую систему, написать, какую сумму житель обязан оплатить за потребленные услуги, как это сделано в Киеве. И будь добр: оплати, не отклоняясь ни влево, ни вправо», — говорит Юрий Сергеев. По его мнению, создание второго расчетного центра может привести к полному хаосу платежей и нарушить ту достаточно стабильную связь, «которая сложилась между потребителями и поставщиками в виде платежей».
Основным плюсом создания ЕИРЦ Фазиль Аббасов назвал значительную экономию городских средств. «Услуги «Мегабанка» сегодня обходятся населению в 2,5% от объема поступающих средств, — отметил он. — За месяц через «Мегабанк» проходит около 60 млн. грн. — можно подсчитать эти 2,5%, которые на первом этапе изымаются за банковские услуги». На что директор ЕРЦ Юрий Сергеев отвечает: «2,5 процента — это не те деньги, которые зарабатывает ЕРЦ «Мегабанк». Это так называемый тариф за обслуживание платежей. «Мегабанк» заключил договоры со всеми банками-приемщиками платы за коммунальные услуги. И за эту услугу с 2,5% «Мегабанк» платит комиссионное вознаграждение банкам. Из них 1,75% — размер комиссии «Сберегательного банка», есть банки, которым мы платим 1,9%. Нам остается от 0,5 до 0,7%. Вот во что обходится харьковчанам эта система».
Точка непонимания
Логично было бы, по мнению руководства «Мегабанка» и ЕРЦ, не делать резких движений и дальше продолжать пользоваться созданной и эффективно работающей системой ЕРЦ. Со своей стороны, «Мегабанк» готов пойти на определенные уступки, рассмотреть вопрос о снижении тарифа единого расчетного центра по приему и обработке коммунальных платежей. Только надо отметить, что на снижение тарифа должны согласиться и другие банки.
Насколько приемлем для города такой вариант, можно заключить из комментария секретаря городского совета Геннадия Кернеса, данного корреспонденту «Вечернего Харькова» в начале этой недели. «Бесплатно в этом мире ничего никто не делает. А соответственно ЕРЦ «Мегабанка» за все берет деньги. Эти деньги ложатся на плечи харьковчан. И, соответственно, мы считаем, что их услуги достаточно дорогие, и они искусственные монополисты. Поэтому мы создаем конкуренцию в данной сфере бизнеса, чтобы могли выбрать, где выгодней коммунальным предприятиям обслуживать свои финансовые потоки. Мы наблюдаем такую динамику: если Харьковские тепловые сети в 2005 году уплатили «Мегабанку» 4 миллиона, то в 2006 только за 8 месяцев — уже 8 миллионов. Эти средства находятся внутри тарифа. В данном случае мы не можем себе позволить такие вольности, поэтому мы боремся за каждый цент, каждую копейку. И считаем, что если была бы альтернатива «Мегабанку», тогда была бы конкуренция… «Мегабанк» уже понимает, что нужно садиться за стол переговоров; мы готовы на любые конструктивные переговоры, которые принесут результат. Пока что все переговоры с «Мегабанком» остаются безрезультатными, потому что «Мегабанк» постоянно оттягивает процесс принятия правильного решения создания единого расчетного центра в той системе, которую мы предлагаем на реформирование.
В данном случае мы считаем, что «Мегабанк» должен нам доплачивать за те обороты, которые ему принесли коммунальные службы в размере 60-70 миллионов гривен ежемесячно, а с увеличением тарифов эти обороты будут выше миллиарда гривен».
Во сколько городу обойдется создание ЕИРЦ?
Вы знаете, есть вещи, которые экономически оправданны. Мы не просто принимаем решение, мы все просчитываем, анализируем. И мы изучаем опыт других стран, который привел к результату более мощному по эффективному содержанию жилья.
Справка

Единый расчетный центр ОАО «Мегабанк» был создан распоряжением главы Харьковской обладминистрации № 124 от 12 февраля 1998 года. Система начала свою работу 1 января 1999 года. ЕРЦ «Мегабанк» обслуживает Харьков, Харьковскую область. За 7 лет 30 миллионов плательщиков осуществили проплату коммунальных услуг через ЕРЦ. В промышленном режиме эта же система функционирует во Львове, Чернигове, Кировограде, Новой Каховке. Скоро начнет работу в Донецке. Идут переговоры о создании центра в Луганской области.