В последнее время в харьковских СМИ появился ряд материалов, связанных с возможной передачей в концессию коммунального предприятия «Вода». Эта тема у жителей города вызывает большой интерес, который сопровождается определенной долей тревоги. Во-первых, что такое концессия, толком никто не знает; во-вторых, по доходящим до харьковчан слухам и обрывкам информации, концессия является скрытой формой приватизации предприятия. А самое главное, обывателей интересует: чего все-таки ожидать, если городской водопровод будет передан в частные руки?

Городские власти не скрывают своих намерений и заявляют, что такой вариант привлечения инвестиций, как передача в концессию коммунальных предприятий «Вода» и «Харьковский аэропорт», очень даже возможен. «Мы ищем любые варианты привлечения инвестиций, в том числе рассматриваем и такой путь, как концессия, — говорит секретарь городского совета Геннадий Кернес. — Потому что инвестиции нам необходимы. На каких условиях? Это будет решаться гласно, открыто, на сессии городского совета, с условиями, требованиями, обязательствами. Наша задача — создать такие условия для инвесторов, чтобы мы могли привлечь объемные инвестиции и чтобы потребители могли получать качественные услуги».
«В Одессе есть Привоз, а в Харькове его нет»
Пока что ясности в вопросе, какие именно фирмы претендуют на получение в концессию коммунального предприятия «Вода», нет. Чиновники неохотно идут на разговор о концессии, в основном их комментарии не выходят за рамки общих фраз. Поэтому журналисты заполняют информационный вакуум своими методами, добывая сведения, как любят говорить государственные мужи, в рамках действующего законодательства. Так, новостям АТН удалось выяснить, что «наиболее вероятным претендентом на роль концессионера для харьковского водопровода является ООО «Росводоканал», предприятие, имеющее у себя на родине, в России, неоднозначную репутацию». Известно, что «Росводоканал» довел до банкротства несколько вполне стабильных предприятий, занимающихся водоснабжением крупных городов РФ. Но всплывет ли в Харькове именно ООО «Росводоканал» — это еще вопрос. Что мешает любому другому обществу с ограниченной ответственностью и с определенными намерениями принять участие в концессионном конкурсе? Пусть это будет не «Росводоканал», а какое-нибудь другое ООО.
Почему вероятная передача одного из стратегических объектов города вызывает у харьковчан беспокойство? Потому что ни один инвестор не станет вкладывать деньги в предприятие просто так, из любви к искусству. Очевидно, что инвестиции должны окупиться. А по информации Геннадия Адольфовича, инвестиции предполагаются немалые: «Это не один миллион и не десять миллионов, это сотни миллионов условных единиц. Мы должны найти инвестора для КП «Вода» для того, чтобы снизить те потери, которые мы имеем, а возможно, и норму потребления воды (она сегодня одна из самых высоких по Украине. — Прим. авт.) Только с привлеченными инвестициями мы сможем данное предприятие реформировать и модернизировать. Сегодня мы проводим ряд мероприятий, инвентаризацию… Я думаю, что концессия как форма управления, привлечения инвестиций сегодня Харькову очень нужна. Она уже была подтверждена успехом в других городах и регионах».
— А как же Одесский водоканал (мы уже писали, что там концессия провалилась. — Прим. ред.)?
— Я вам хочу сказать: в Одессе есть Привоз, а в Харькове его нет…
В дебрях закона
О серьезности намерений муниципальных властей говорит то, что в конце июля на сессии городского совета была создана концессионная комиссии. Все вопросы, связанные с концессией, регулируются Законом Украины «О концессии», который появился в 1999 году. Этим законом предусмотрена передача в концессионное управление предприятий как государственной, так и коммунальной форм собственности. Итак, по закону объектами концессии могут быть предприятия, которые занимаются водоснабжением и водоотведением; предоставлением услуг общественного транспорта; сбором и утилизацией мусора; строительством и эксплуатацией дорог, портов, аэропортов; предоставлением телекоммуникационных, почтовых услуг и услуг ЖКХ; производством и транспортировкой электроэнергии и природного газа. Также можно передавать в концессию объекты соцкультбыта (кроме тех, что находятся в рекреационных зонах), предприятия, занимающиеся ритуальными услугами, общественным питанием, строительством жилых домов, отелей, туристических комплексов.
В общем, действуя в рамках закона, в нашей стране можно сдать в «эффективное управление» частным структурам почти все — от аэропортов и водоканалов до гостиниц и кладбищ.


Процитируем Закон «О концессии». «Концессия — предоставление с целью удовлетворения общественных нужд уполномоченным органом местной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (ограниченное сроком платное владение) при условии, что субъект предпринимательской деятельности (концессионер) берет на себя обязательства по созданию и управлению объектом концессии, имущественную ответственность и возможный предпринимательский риск».
Основными принципами концессионной деятельности являются: законность, государственное регулирование, взаимная выгода сторон концессионного договора и, что немаловажно для потребителей, обеспечение их законных прав и интересов. Как следует из закона, объект, переданный в концессию, сохраняет правовой режим имущества, то есть если речь идет о коммунальном предприятии, оно остается в коммунальной собственности города до завершения срока договора. В дальнейшем может рассматриваться вопрос о приватизации объекта.
Вместо послесловия
Как известно, главным противником передачи КП «Вода» в концессию является бывший руководитель коммунпромвода Валерий Петросов. Он стал одним из авторов зарегистрированного Верховной Радой законопроекта, по которому из Закона «О концессии» необходимо исключить возможность передачи частным структурам в управление стратегических объектов жизнеобеспечения городов, к которым относится и водное хозяйство Харькова.
У харьковских депутатов уже есть положительный опыт отстаивания интересов громады в парламенте. Так, народный депутат Украины Алла Александровская инициировала, а Верховная Рада приняла поправку о запрете передачи в концессию парков и других рекреационных зон. Напомним, что не так давно — пару лет назад — городские власти имели намерение передать в концессию несколько городских парков.