От небольших ремонтных мастерских – до крупнейшей корпорации «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор. Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор». Эти строки советский поэт Павел Герман написал в 1931 году, когда каждый мальчишка бредил небом и мечтал взрыхлять пропеллером самолета огромные воздушные пространства СССР.

А в Харькове за семь лет до появления этого популярного авиамарша уже были открыты первые пассажирские линии первой авиакомпании на территории Украины — акционерного общества «Укрвоздухпути» (создано 26 марта 1923 года). Спрос на авиаперевозки породил предложение — ремонтировать и даже строить отечественные гражданские самолеты. 17 сентября 1926 года появился приказ об организации в Харькове «Авиазавода имени Совнаркома УССР» на базе существующих авиамастерских АО «Укрвоздухпути». Так началась история Харьковского авиазавода.
Старейший ветеран завода Виктор Иванович Кудерский рассказал корреспонденту «Вечерки», как 14-летним пареньком пришел в далеком 1936 году работать на завод слесарем. Вспоминает, что самолеты делали сначала из… дерева, потому что металла было мало. Выпускали самолеты серии «К». Их создателем был первый директор и главный конструктор завода талантливый инженер и летчик Константин Алексеевич Калинин (1887-1938). Первенцем харьковских самолетостроителей стал К-2 — он появился на свет в апреле 1927 года. Затем были выпущены К-3, К-4, К-5…
К моменту создания авиазавода его производственные площади составили 1250 кв. м. В списках предприятия числилось 92 рабочих и 15 служащих. А сейчас на 200 гектарах заводской территории работают более 6,5 тысячи человек. За 80 лет сложились целые заводские династии. Виктор Иванович Кудерский — типичный представитель одной из них. На заводе начинали работать его отец, мать, сестра, работали сам Виктор Иванович и его жена. До сих пор трудятся на родном предприятии невестка, сын и внучка — вот вам четыре поколения одной семьи!
День рождения завода отмечался в воскресенье — в День открытых дверей. На заводской проходной через турникеты мог пройти любой человек, интересующийся историей самолетостроения и собственного города. Многочисленные посетители осматривали цеха, заводской музей истории и музей под открытым небом — выставку авиатехники, которая родилась в стенах завода. Живая история легендарного завода напоминала о том, что именно на харьковском предприятии был изготовлен первый советский реактивный лайнер Ту-104, а рекордным по количеству изготовленных машин стал пассажирский самолет Ту-134.
Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) Павел Науменко не скрывает радости: накануне юбилея завода, шестого сентября, российской авиакомпании «Якутия» передан в эксплуатацию первый серийный российско-украинский самолет. «Мы получили возможность, с одной стороны, посмотреть, как будет летать самолет в самых сложных на земле условиях — условиях республики Якутия-Саха. Второе — это первый заказчик из Российской Федерации, и это абсолютное признание нашего совместного проекта Ан-140… Россия заинтересована в наших самолетах, в Ан-140», — сказал Павел Науменко. Сотрудничество с россиянами будет продолжено: к концу года планируется завершить сборку второго самолета для того же заказчика — авиакомпании «Якутия». Сборка Ан-140 осуществляется с партнерами — самарским заводом «Авиакор».
К сожалению, внутренний рынок пока не готов активно покупать самолеты харьковчан — нет денег. Поэтому 95% выпускаемой продукции улетает — в буквальном смысле — за пределы Украины. Сейчас машины харьковских авиаторов бороздят воздушное пространство 30 стран мира.
За последние пять лет контрактный портфель ХГАПП «потолстел» более чем в 28 раз! Харьковские самолеты нашли своего потребителя на рынках ближневосточных, североафриканских и других стран мира — Египта, Ливии, Судана, Лаоса, а также получили доступ к емкому рынку СНГ. Павел Науменко считает, что серьезный успех ожидает харьковчан на рынках стран Южной и Центральной Америки: в Аргентине, Перу, Венесуэле и ряде других стран. «У наших потенциальных заказчиков есть финансовые возможности, есть желание приобретать нашу технику. Она конкурентоспособна, это мы доказали по итогам нашего участия в ряде тендеров в Северной Африке», — отметил руководитель ХГАППа.
До конца года со взлетно-посадочной полосы харьковского завода поднимутся как минимум три новых самолета. Их может быть и больше, — если не подведут партнеры-комплектаторы, которые должны быстро и вовремя обеспечить производство своими изделиями. Таким образом, по-явятся Ан-74 в разных модификациях: VIP-самолет (Ан-74ТК-300), транспортная модель (Ан-74Т-200А), санитарные и медицинские самолеты (Ан-74ТК-200С).
Справка

За годы серийного производства Харьковский авиазавод выпустил свыше 4000 летательных аппаратов, опытное производство предприятия выпустило 12 типов экспериментальных самолетов и планеров. За последние пять лет ХГАПП передал в эксплуатацию заказчикам из Украины и Азербайджана десять Ан-140 и Ан-140-100, по одному самолету Ан-74ТК-300, Ан-72П, Ан-74-200А. Совместно с заводами HESA (Иран) и ОАО «Авиакор-авиационный завод» (Россия) построили и передали авиакомпаниям три Ан-140. Изготовили агрегаты для сборки в Киеве первых опытных и серийных самолетов Ан-148. За эти пять лет средняя заработная плата сотрудников завода увеличена с 295 грн. (в 2000 г.) до 1147 грн. (июль 2006 г.).