Почти полностью возведены оба вестибюля, и сейчас рабочие трудятся над сооружением платформы между ними. Недавние морозы притормозили работы, но не погодные условия по-настоящему сдерживают энтузиазм строителей.

Сейчас подземка строится по большому счету в кредит, который строители берут в надежде, что государство все же компенсирует затраты. Власти заверяют, что деньги вот-вот поступят.

Директор КП «Харьковская дирекция строительства метрополитена» Наталья Линник рассказывает, что станция метро «Победа» готова  на 58% .

– Темпы строительства были немного снижены из-за сильных морозов, но сейчас работы  ведутся в полном объеме – люди трудятся и под землей (там идет монтаж сантехнического и электротехнического оборудования, выполняются отделочные работы, кладка кирпичей, а также сопутствующие работы, связанные с возведением наружной конструкции вестибюля), и на поверхности, и в котлованах, – рассказывает Наталья Линник. – На этом участке в 600 метров впервые в Харькове применяются новые бесшумные технологии, поскольку на расстоянии 30 метров от района строительства расположены жилые дома.

На работах задействованы 60 человек, а также дежурный персонал, который следит за вентиляцией, откачкой воды, температурным режимом на объекте. По словам руководителя предприятия, оба вестибюля построены практически на 90%, осталось возвести платформенный участок, который находится под проспектом Победы.

– Есть такое понятие, как станционный комплекс, он состоит из двух вестибюлей, платформенного участка и разворотных тупиков за станцией. А так как «Победа» – это конечная станция, то предусматривается еще и обслуживание подвижного  состава в ночное время. А значит необходимо дополнительное устройство ям, так называемый линейный пункт обслуживания подвижного состава, – уточняет Наталья Линник. – Выделенные на последней сессии горсовета три миллиона гривен как раз пойдут в основном на строительство тупиков и платформенного участка.

Три миллиона гривен, которые выделили депутаты горсовета в рамках городской программы строительства и развития харьковского метрополитена до 2015 года – фактически лишь сотая часть необходимой суммы. Как сообщил председатель наблюдательного совета ОАО ССМУ «Тоннельстрой» (генподрядчик работ) Николай Шевякин, чтобы ввести станцию метро «Победа» в эксплуатацию как планировалось – в декабре 2012 года, необходимо 250-300 млн гривен. Эти средства не только позволят запустить станцию, но и комплексно благоустроить территорию, в том числе восстановить троллейбусный круг в районе окружной дороги, реконструировать трамвайные пути на перекрестке пр. Л. Свободы и пр. Победы по бесшумной технологии.

Чтобы закончить строительство станции метро «Победа» в срок – к концу 2012 года – и продвигаться под землей в другие районы города такими же быстрыми темпами, без государственной поддержки не обойтись, говорят местные власти.

Но в госбюджете-2012 деньги на строительство харьковского метро не предусмотрены. Поэтому с начала года метро в Харькове строится фактически в кредит: строители работают за счет оборотных и кредитных средств предприятия-генподрядчика.

– Третий год подряд мы таким же образом не останавливаем стройку: пока не поступит основное финансирование, мы берем небольшие кредиты и продолжаем работы, --  поясняет директор ОАО ССМУ «Тоннельстрой» Николай Шевякин.

Областное финансирование прекращено


В свое время расходы по строительству метрополитена в городе в значительной мере брала на себя область. В 2007 году облсовет даже утвердил Программу строительства и развития харьковского метрополитена на 2007-2012 годы, согласно которой планировалось развить сеть метрополитена на 9,88 км и построить шесть новых станций. Стоимость всех работ тогда оценивалась в 314,6 млн грн.

Но в прошлом году программа была досрочно закрыта. По словам председателя комиссии по вопросам бюджета Харьковского областного совета Людмилы Немыкиной, решением сессии облсовета № 327-6 от 22 декабря 2011 года эта программа была ликвидирована, поскольку метрополитен был передан на баланс города и стал коммунальной собственностью Харькова. Так что в прошлом году из областного бюджета на метро не поступило ни копейки, говорит председатель бюджетной комиссии.

– В бюджете области этого года средства на строительство метрополитена не предусмотрены, – уточняет Людмила Немыкина. – На ближайшей сессии областного совета, которая состоится 1 марта, будут вноситься изменения  в бюджет, но пока в проекте  метрополитен среди объектов финансирования не значится.

«Строительство метро заморожено не будет»


И все же деньги будут – уверяет председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин. Деньги на строительство харьковского метро обязательно предусмотрят в откорректированном государственном бюджете – и станция «Победа» в этом году будет достроена.

– Строительство метро и станции «Победа» в этом году ни в коем случае не будет заморожено. Сейчас идет подготовка к пересмотру государственного бюджета, мы уже поднимали этот вопрос при встрече с президентом, – заверил корреспондента «ВХ» на недавней пресс-конференции Михаил Маркович. – Думаю, что после 8 марта будут известны точные цифры субвенций на те или иные объекты, но то, что харьковское метро среди них будет,  не сомневайтесь. Мы завершим работы на том конце Алексеевской линии и начнем двигаться в сторону аэропорта.

Станция метро «Победа»не станет долгостроем, заверяет и  городской голова Геннадий Кернес.

– «Алексеевскую» строили десятилетиями, мы должны сделать выводы и постараться получить софинансирование со стороны государства, – говорит он. -- Уверен, и область будет участвовать -- для этого у нас есть четкая программа до 2020 года, которая была передана в Кабмин. Метро – удобный, безопасный вид транспорта, он пользуется большим спросом, поэтому наша задача — обеспечить перспективу развития метрополитена.

Метро доберется до Залютино?


Программа строительства метрополитена на 2011-2020 годы, о которой говорил городской голова, разработана Кабмином, но до сих пор не утверждена. Она предусматривает государственное финансирование строительства в Харькове пяти станций, одна из которых – возводимая сейчас «Победа». Кроме нее в планах – станции «Дружбы народов», «Державинская», «Одесская» и «Площадь Урицкого» («Пл. И. Бугримовой»). Предполагаемый темп строительства – одна станция в два года. Но городские власти уже рассматривают и вариант проведения подземки до Залютино, хотя и признают, что это  долгосрочная перспектива.

– Сегодня специалисты работают над развитием транспортной сети города и  изучают, где метро необходимо в первую очередь, – говорит Геннадий Кернес.

Пока же реально выполнимые задачи – это отвод участков под строительство продолжения Алексеевской линии от станции «Метростроителей им. Г.И. Ващенко».

– Там планируются две станции – Державинская и Одесская,– уточняет Наталья Линник. – Но на сегодняшний день никакие строительно-монтажные работы на этих объектах не ведутся из-за отсутствия финансирования. Хотя время еще есть – программой развития метрополитена ввод в эксплуатацию этих станций запланирован на 2015-й год,

«Победа» будет оформлена в красном цвете
Как отметил главный архитектор города Сергей Чечельницкий, «Победа» будет первой станцией метро в Харькове, оборудованной  подъемниками для инвалидов.

– Кроме того, для интерьеров станции уже определена тема – победа в Великой Отечественной войне. На стенах станции будут размещены макеты орденов, которые вручались нашим воинам в ходе боевых действий, – говорит он. -- И если, например, при реконструкции площади Конституции мы отказались от красного цвета, символизирующего советскую эпоху, то на этой станции мы наоборот вводим красный цвет – гранит, традиционный для нашей страны тех лет.