В харьковской украинской драме – третья премьера сезона.

Художественный руководитель театра им. Шевченко Александр Аркадин-Школьник соединил в новой постановке комедию Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» и созданную на ее основе пьесу Михаила Булгакова «Полоумный Журден». Премьера запланирована на начало марта и станет своеобразным подарком к юбилею режиссера.

По сюжету комедии богатый парижанин влюбляется в маркизу и пытается убедить себя и окружающих в том, что сам является выходцем из дворянства. Это влечет за собой череду событий. Мнимый дворянин запрещает дочери выходить замуж за горячо любимого человека – без голубых кровей. Чтобы объединить влюбленные сердца, слуги молодых людей начинают плести интригу.

– Гений Мольера поражает, – говорит Александр Аркадин-Школьник. – Тематика его пьес не теряет актуальности, а над шутками уже почти 400 лет смеется весь мир. Кроме того, в этой сценической версии я использовал элементы других пьес – «Кабалу святош» и «Багровый остров» Булгакова, а также «Скупого» Мольера.

Жену главного героя играет мужчина


По словам художественного руководителя, оригинальность проекта не столько в литературном «ассорти», сколько в подаче материала.

– Мы решили применить булгаковский прием театра в театре, – делится Александр Аркадин-Школьник. – Историю полоумного Журдена повествуем не от первого лица. На сцене будет разыгрываться репетиция некой труппы, а в нашей постановке будут не просто персонажи, а артисты, между которыми существуют и свои взаимоотношения. Постановка очень яркая, в спектакле много пластики, танцев. Есть необычные вещи – к примеру, мы придумали интересное интерьерное решение, зрители будут удивлены.

В «Полоумном Журдене» заняты известные актеры: Петр Рачинский, Степан Пасечник, Роман Жиров, Эдуард Безродный, Сергей Бережко, Валерий Брылев, Сергей Гусев.
– Жену Журдена играет мужчина, – признается режиссер. – Но это не наша фишка, а историческая правда. В первой постановке «Мещанина во дворянстве» главного героя играл сам Мольер, а его жену – артист Андре Юбер.

Кстати, премьерную постановку создала та же творческая команда, которая ранее была задействована в аншлаговых спектаклях Александра Аркадина-Школьника «Примадонны» и «Зойкина квартира». А в тот момент, когда режиссер принимал решение о будущей постановке, ему был послан знак свыше.

– Я долго думал, на какой пьесе остановить свое внимание, – рассказывает постановщик. – И тут мне приходит посылка – друзья прислали из Парижа томик Мольера в оригинале. После этого отпали все сомнения.

Режиссер хотел стать спортивным тренером


Премьера «Полоумного Журдена» запланирована на начало марта и станет своеобразным подарком к юбилею режиссера. 29 февраля ему исполняется 60 лет.

– Александр Аркадьевич, большую половину жизни вы отдали театру. Сколько на вашем счету постановок?

– Я знаю, что их больше 50, но с определенного времени специально перестал считать из суеверных соображений – чтобы не последняя. Есть особенные, которые запомнились больше всего. К примеру, спектакль «Допрос», который я ставил много лет назад на сцене театра им. Шевченко. Спектакль решено было сыграть перед пожарным занавесом – опустили 16-тонную бетонную конструкцию, и перед ней, на авансцене, играли два актера. Для того времени это было абсолютно новое решение.

– Помните свою первую работу?

– Во время учебы на четвертом курсе киевского театрального института я был приглашен в черновицкий театр им. Кобылянской, где поставил детскую «Сказку о злых лжецах и четырех смельчаках» Помню, я и мои педагоги очень этим гордились, потому что постановку шесть раз показали по центральному телевидению. Второй спектакль «Бумбараш» состоялся на сцене мариупольского театра, где установили семиметровый колодец-журавель, на котором Бумбараш взлетал ввысь – как на воздушном шаре. В спектакле была настоящая бричка, живой оркестр – это незабываемо.

– Александр Аркадьевич, у вас есть профессиональная мечта?

– Всю жизнь хочу поставить «Короля Лира», но в театре им. Шевченко такой спектакль уже шел. А вообще у меня в планах есть ряд проектов, которые хотелось бы успеть осуществить. Что именно – говорить не буду. Жизнь показывает: как только я провозглашаю свои планы – они срываются. Совсем недавняя история с пьесой Горького это подтвердила. Я озвучил свои планы, но по ряду причин мы не смогли ее поставить.

– Кем бы вы могли стать, если бы не пошли в режиссеры?

– Спортивным тренером. Мне нравится совершенствовать и себя, и других людей. Когда-то я профессионально занимался тяжелой атлетикой, подавал надежды, но по состоянию здоровья пришлось оставить это дело.

– Никогда не хотелось бросить театр и заняться чем-то другим?

– Любой, кто живет в постоянном творческом процессе, периодически это переживает. Театр – настолько сложный организм, что его и любишь, и ненавидишь одновременно. Я не жалею о выборе профессии, но внутренние метания случались.