На этой неделе Юрию Богатикову исполнилось бы 80 лет. Все, кто помнит артиста, отмечают его главное качество: он никогда не боялся говорить то, что думал, и не прятал партбилет, даже когда тот оказался уже не «в моде».

«На коленях умоляли выступить»

Юрий Богатиков родился в Енакиево, но именно с Харьковом связаны важнейшие события его жизни. После того как семья Богатиковых обосновалась в Харькове, в 1943 г. он поступил в Харьковское ремесленное училище связи, затем работал на харьковском телеграфе, в 1951-1955 гг. служил на Тихоокеанском флоте, где пел в ансамбле песни и пляски. После флота вернулся в Харьков, тогда же познакомился с Борисом Кострубиным, который работал в центральном клубе ХТЗ в сатирической агитбригаде по типу сегодняшнего «Вечернего квартала» и руководил концертной группой.

– Мы познакомились, когда Юрию Богатикову было 23 года, – вспоминает Борис Кострубин. – Мы давали для Оржоникидзевского треста столовых большой концерт. Парторг треста попросил включить в концерт одного паренька. У нас была сильная программа, и я ответил, что он не впишется в концерт. На что парторг сказал: «Если ты услышишь, как он поет — на коленях будешь умолять, чтобы он выступал». Я согласился. Подошел ко мне парень невысокого роста в морской форме с красивой шевелюрой – и сразу меня покорил. Сказал: «Я спою «Прощайте, скалистые горы» и «Севастопольский вальс». «Как вас объявить?» — уточнил я. Он ответил: «Юрий Богатиков». Я выпустил его первым номером, но после того как он спел, я понял – это потрясающий певец. После его выступления весь зрительный зал встал, ему устроили такие овации, что другим артистам выходить на сцену после него было сложно. Юрия вызвали на бис, и вместо двух песен он спел песен пять.

Пахмутова сделала его народным артистом


Юрий Богатиков выступал в концертах в центральном клубе ХТЗ еще больше года. Он ценил свой голос: пел только в солидных концертах и на больших площадках. Выступать в цехах и колхозах отказывался – лишь раза два согласился съездить в колхоз от Харьковского горкома. Получив образование в харьковском музучилище, в 1960 г. пришел работать в харьковскую филармонию.

– Но в Харькове у него не сложилась карьера, и он перешел в луганскую филармонию, где ему сразу дали заслуженного артиста Украины и послали на смотр-конкурс в Москву. Там он занял третье место (вторым стал Иосиф Кобзон), – говорит Борис Кострубин. -- После этой победы он стал народным артистом РСФСР и его сразу взяли под крыло Александра Пахмутова и Леонид Утесов. Пахмутова написала для него песню «Поклонимся великим тем годам», которая принесла ему народного артиста Советского Союза. Кстати, это звание он получил на десять лет раньше Кобзона.

В оперу не взяли из-за роста


Возможно, Юрий Богатиков состоялся бы и в опере – если бы не внешние данные. Он был очень симпатичным, говорит Борис Васильевич, с ним охотно дружили девушки. Но для оперной классики певцу не хватало «габаритов»: его рост был 166-167 см.

– Юра стремился к масштабным выступлениям, хотел быть оперным певцом, – вспоминает Борис Васильевич. – В 70-х годах Богатиков поехал на просмотр в Москву, и там ему сказали: «Такого сильного голоса у нас еще не было, но мы не можем взять вас из-за маленького роста – в крайнем случае на третьи-четвертые роли». «Это не для меня», – ответил Юрий Богатиков.

Он брал публику голосом и бесконечным обаянием. В жизни был большой весельчак, но умел и жестко отбрить хама. Однажды во время выступления из публики ему выкрикнули злые слова. Юрий Богатиков ответил басней собственного сочинения:
В лесной театр послушать соловья
однажды приплелась свинья.
Животными битком набит был зал.
Там соловей со сцены воспевал весну, зарю...
И вдруг по сцене прокатилось «хрю»:
«Довольно! Песня режет слух,
а сам певец-то как блоха.
Вот то ли дело наш петух
Даешь на сцену петуха
Зал был возмущен нахальством «свиньи», и хам быстро угомонился.

К слову, Юрий Богатиков читал талантливо. У него была необычайно красивая дикция, считает профессиональный чтец Борис Кострубин: и если бы Юрий Богатиков не был певцом – он мог быть отличным чтецом. Даже когда он говорил шепотом – его слышали даже в последних рядах.

В Харькове хранится зачетка Богатикова


– В 1995 г. в Харькове состоялся первый Международный фестиваль эстрадной песни им. К.И. Шульженко, – рассказывает директор городского музея К.И. Шульженко Елена Гроссу. -- Юрий Богатиков был членом жюри первого, второго и третьего фестиваля эстрадной песни им. К.И. Шульженко, и каждый раз, когда он приезжал в Харьков, бывал в нашем музее. В 2002 г. его не стало. С согласия его семьи, которая проживает в Харькове (первой супруги, дочери и внучки), была открыта комната-музей его имени. У нас хранится его первая трудовая книжка, зачетка, выписка из аттестата зрелости, характеристика из музучилища.

У Юрия Богатикова не было «звездности» – он был простой, общительный и никогда не смотрел на людей свысока. А еще он был чрезвычайно трудолюбив, говорит Елена Анатольевна. В его репертуаре – почти 900 песен, а он без устали работал над каждым жестом, движением, искал в песне новые краски.