Благодарность за «теплоту рук и сердец», нарекание на отсутствие сметаны в борще, требование пуфиков в примерочных и даже признания в любви.

Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей – 15 марта – корреспонденты «Вечернего Харькова» «зачитывались» Книгой замечаний и предложений в харьковских кафе и магазинах.

«Уголок потребителя» с неизменным атрибутом – Книгой замечаний и предложений – красуется на самом видном месте буквально во всех заведениях, куда наведались журналисты. Правда, пишущих принадлежностей, которыми, собственно, посетитель мог бы сделать запись в журнале – не оказалось нигде. Что, впрочем, не помешало нашим людям внести свою лепту в улучшение качества жизни – пожаловаться, отблагодарить или сделать конструктивные предложения. И что особенно порадовало – слов благодарности среди оставленных в книгах записей оказалось значительно больше, нежели нареканий.

Так, в одном из ресторанов быстрого питания на Сумской с начала года в Книге замечаний и предложений посетители оставили 27 записей, последняя датируется 7 марта: сытые и довольные клиенты благодарят «весь коллектив за отличное качество приготовления блюд, за теплоту рук и сердец, ту радость души», которую подарили им сотрудники заведения. На благодарности посетители этого кафе не скупятся, хотя, безусловно, есть и недовольные. «В подвале не заменили «плакат» после повышения цен с учетом того, что на сырные палочки цена выросла на 50%. Это недопустимо...», – возмущается один из клиентов.


Еще одна запись, судя по неразборчивому почерку, очень взволнованного потребителя насмешила до слез: «Я не розчув, де браты сметану до борщу. Колы спытав – жинка, яка наливае, сказала роздратовано, что сметана в борщи, де ж ей ще буты?» А одна женщина, видимо, решила помочь поварам заведения в приготовлении пищи, настрочив рецепт любимого салата с точным количеством ингредиентов.

Встречаются и достаточно конструктивные предложения, например, установить терминалы на кассе: «Мы живем в XXI веке, у нас много туристов, тем более что грядет Евро-2012. Не очень удобно расплачиваться в кассах – нужно сначала искать банкомат».

– И интернетовские приколы пишут, и граффити рисуют, и стихи сочиняют, – улыбается администратор заведения Иван Черный. – Как-то один из посетителей поэму написал с упоминаем имен наших сотрудников и торжественно зачитал коллективу. Это было очень приятно.

Полистав Книгу замечаний и предложений в магазине джинсовой одежды, мы обнаружили там... признание в любви. «Благодарна Сереженьке за внимательность и нежность. Он самый лучший мужчина, – пишет одна из восторженных покупательниц. – Я тебя люблю. Цом... Желаю стать отличным бизнесменом».

Галантный покупатель выражает благодарность девушке из мужского зала по имени Лиана, которая помогла «сделать сложнейший выбор». Судя по количеству отзывов в ее адрес, Лиана – просто находка для магазина.

Захаживают в магазин и достаточно эмоциональные дамочки. «Поставьте в раздевалке пуфики!!! – буквально кричит на страницах книги одна из них. – Неудобно производить примерку – из кармана летят телефоны и деньги!! А персонал отличный и ассортимент тоже».

– Покупатель в последнее время пошел привередливый, – признается продавец Эдик Демченко. – Поскольку у народа сейчас лишних денег нет – джинсы выбирают как машину: изучают товар сверху донизу, каждую ниточку, каждую строчку рассматривают.

А вот в продуктовом магазине на Пушкинской «Уголок потребителя» располагался хоть и на видном, но абсолютно недоступном для покупателя месте. Наша просьба дать Книгу замечаний и предложений была встречена буквально в штыки. А читать-то там действительно было нечего – начиная с 2006 года в книге от силы с десяток записей, где среди жалоб на грубость работников магазина редко встречались слова благодарности.

– Если диалог между покупателем и продавцом получается – записей и не делают. Слова благодарности говорят продавцу прямо в лицо, – свирепо (!) отрезала одна из сотрудниц, выхватив книгу из рук.