Опереточные актеры – это театральные «многостаночники»: чтобы взыскательный зритель им поверил и зарядился энергией музкомедии – его нужно сразить наповал одновременно и игрой, и танцем, и вокалом.

Звезды жанра Наталья Коваль и Алексей Андренко уже десять лет завораживают публику своей игрой.

Оба большие изобретатели


17 марта в Харьковском академическом театре музкомедии ценителей музыкального театра встречали звезды оперетты. Здесь состоялся бенефис Натальи Коваль и Алексея Андренко. В этот день артисты перевоплотились в героев классических шедевров Исаака Дунаевского, Имре Кальмана, Иоганна Штрауса, Франца Легара. Такой нарядный презент зрителю артисты преподнесут к десятилетию своей работы в театре.

– В Наталье и Алексее – воплощение всего лучшего, что есть в жанре. Они хорошо поют, отлично танцуют и играют, – презентует актеров режиссер театра музкомедии Александр Драчев. – Эти актеры отличаются тем, что даже небольшие роли делают яркими. Они оба большие изобретатели и нередко удивляют меня своей работой: у Алексея очень действенные ходы, а Наташа, хотя и без специального актерского образования, имеет мощнейшее актерское начало, в которое она привносит очень много.

«На субретках можно расслабиться»


Наталья Коваль окончила консерваторию по классу вокала.

– Почему я выбрала оперетту? Мой голос от природы ближе к оперетте, – делится актриса. – Оперный голос – более объемный, сильный, значимый, а у меня – облегченный, к тому же мне не присущ драматизм. Мой педагог Маргарита Червонюк так и сказала мне: «Я вижу тебя воздушной, опереточной».

Есть расхожее мнение, что оперетта проще и банальнее оперы. Не так уж она и проста, возражают артисты – это почти молниеносный фейерверк танца и арий: здесь не очень-то постоишь и отдышишься где-нибудь в сторонке.

Наталье Коваль невесомая опереточная музыка кажется даже сложнее оперной:

– Петь и танцевать одновременно может не каждый. Чтобы этому научиться и не грузить зрителя голосом – нужен постоянный тренаж, совет педагогов, которые подскажут, как не сбить дыхание. К сожалению, у нас в Харькове нет вуза, который выпускает артистов музкомедии, как в Москве или в Санкт-Петербурге. Нам приходится обучаться этому прямо на работе.

В сценическом арсенале актрисы даже есть трюк, когда ей одновременно нужно быть и воздушной гимнасткой, и певицей.

– Это называется «распятие» – мальчики с двух сторон поднимают меня под руки, я парю и делаю проброс ногами: круг каждой ногой справа-налево и обратно, – описывает Наталья «воздушную акробатику». – В это время звук максимально идет в голову, а дыхание должно быть крепче камня.

Танцу Наталья Коваль училась еще в консерватории, а еще занималась художественной гимнастикой – и наработанные в студенческие годы физическая форма, вокал и пластика ох как пригодились потом в театре. В ее репертуаре – циркачка Мабель из «Принцессы цирка», кокетливая графиня Стаси из «Сильвы», преданная Лиза из «Графини Марицы», Адель в «Летучей Мыши», юная Кончита в «Юноне и Авось», озорная Вэнди из «Питера Пэна», Парася в «Сорочинской ярмарке», Эвридика из «Орфея в аду». Но главная ее изюминка --- каскадное амплуа: лихо танцующие и зажигательно поющие красотки. Любимых ролей у актрисы нет: ей интересны и главные героини, и заводные, озорные, смешливые субретки, создающие в оперетте настроение.

– На этих ролях можно расслабиться, – улыбается актриса.

«Этот жанр я чувствую»


У партнера Натальи по бенефису Алексея Андренко актерское образование, но ради оперетты он тоже упорно шел к достижению нужных для музкомедии «параметров».

– Я еще с детства знал, что буду актером, но о том, что у меня есть голос, понял, когда пришел на театральное отделение института искусств. В вузе я узнал, что такое жанр музкомедии, что мне нравится петь и танцевать, и когда я пришел в театр – сразу решил, что моя душа – в оперетте, -- признается Алексей Андренко.

В его «послужном списке» – роль Джека в спектакле «Здравствуйте, я ваша тетя!», Тони в «Принцессе цирка», Наполеон в «Баядере», Джимми в спектакле «Моя жена – лгунья», Фальк в «Летучей мыши», Федерико в рок-опере «Юнона и Авось». Принц в «Золушке», Чудовище в «Красавице и Чудовище» и другие спектакли. Любимый герой – Бони в «Сильве». Хотя после десяти лет работы Алексей Андренко уже задумывается:

– Хочется глубины в мыслях. Оперетте этого не хватает – глубина мысли осталась в классических спектаклях-шедеврах. Но я не разочаровался. Этот жанр я чувствую. Я как-то задумался, ради чего все это. Как бы пафосно это ни звучало, смысл нашей профессии – приносить радость и удовольствие людям.

На сцене семь потов сходит


Жизнь артистов подчинена сцене: Алексей, например, регулярно занимается гимнастикой, упражняется на станке, подкачивает мышцы.

– Во всех отношениях стараюсь вести здоровый образ жизни: правильный сон, правильное питание, не говоря уже о правильных мыслях, – подытоживает Алексей.

Впрочем, темпераментная оперетта тоже не очень-то дает растолстеть.

– И Бони, и Донна Люция – непростые роли: реально семь потов сходит, коллеги уверяют, что за спектакль можно сбросить до килограмма, – говорит актер.

Наталье, которую на сцене носят на руках мужчины, тем более непозволительно расслабиться или полениться в занятиях вокалом.

– И голосовые, и любые другие мышцы должны быть в форме: у меня такие роли, что это сразу станет заметно на сцене, – уверяет актриса.