Верховная Рада Украины сняла с рассмотрения законопроект относительно обеспечения граждан доступным жильем.
За принятие такого решения проголосовали 238 народных депутатов из 414, зарегистрированных в сессионном зале.Законопроект, касающийся обеспечения граждан доступным жильем, был принят в первом чтении 10 февраля 2010 года. За снятие с рассмотрения законопроекта проголосовали фракции Партии регионов, Народной партии, часть внефракционных и группа «Реформы ради будущего».
Законопроектом предусматривалось, что право на доступное жилье имеют граждане, которые в соответствии с законодательством требуют улучшения жилищных условий, среднемесячный совокупный доход которых в расчете на одного человека (члена семьи) не дает права на получение социального жилья и доход которых не превышает четырехкратного размера среднемесячной заработной платы в регионе по данным центрального органа исполнительной власти в области статистики.
В случае строительства жилого дома списки граждан, которые будут принимать участие в финансировании строительства доступного жилья, формируются с учетом очередности взятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом учитывается право граждан на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий.
Для граждан, которые имеют внеочередное и первоочередное право на улучшение жилищных условий, предусматривалось не более чем по 20% общего количества квартир указанного жилого дома, для граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий на общих основаниях – остальные квартиры. Порядок ведения учета граждан, которые имеют право на доступное жилье, определяется Кабинетом министров Украины.
Рада отказалась выплатить компенсации вкладчикам Сбербанка СССР
Предусматривалось, что строительство доступного жилья может быть удешевлено, в частности, путем предоставления органами местного самоуправления в пользование заказчику строительства (застройщику) земельного участка под строительство доступного жилья без проведения аукциона с установкой годового размера платы за пользование земельными участками на уровне размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю»; освобождения заказчика строительства (застройщика) от паевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов; удешевления ипотечных жилищных кредитов путем осуществления рефинансирования уполномоченных банков Государственным ипотечным учреждением под залог ипотечных активов и Национальным банком Украины под залог эмитированных Государственным ипотечным учреждением облигаций и т.п.
Государственная поддержка строительства (приобретение) доступного жилья должна была оказываться гражданам путем уплаты за счет бюджетных средств части стоимости строительства (приобретения) доступного жилья; предоставление льготного ипотечного жилищного кредита (финансовый кредит, предоставляемый гражданину для строительства (приобретения) доступного жилья уполномоченным банком, рефинансирование которого осуществляет Государственное ипотечное учреждение или Национальный банк Украины, с учетом требований уполномоченного банка к заемщику) и т.п.
Предусматривалось, что государственная поддержка оказывается из расчета не более чем на 21 кв. метр общей площади жилья на одного человека и дополнительно на 10.5 кв. метра на семью. Остальную стоимость жилья платит гражданин, который заключил договор о строительстве (приобретении) доступного жилья, за собственные средства.