Полный тезка и праправнук великого композитора, музыкант Николай Витальевич Лысенко впервые в жизни дирижировал оперой своего знаменитого предка. Исполнение «Тараса Бульбы» на харьковской сцене приурочили к 170-летию ее автора.

Впервые опера «Тарас Бульба» прозвучала на харьковской сцене в 1924 году. Позже театр оперы и балета несколько раз обращался к этому произведению – последняя постановка датирована 1999 годом. На днях спектакль в очередной раз был показан на сцене оперного театра. Оркестр впервые сыграл под руководством наследника автора оперы Николая Лысенко.

– То, что я причастен к нынешнему исполнению «Тараса Бульбы», – мистика, – признается Лысенко-младший. – Моему прапрадеду при жизни не довелось услышать оперу на сцене. И вот теперь в харьковском оперном театре это случилось – Николай Лысенко в моем лице дирижировал «Тараса Бульбу». Каждый раз, исполняя произведения своего прапрадеда, ощущаю необычайное волнение. А когда приехал в Харьков и впервые в жизни прикоснулся к партитуре «Тараса» – почувствовал, что это родное.

С «Тарасом Бульбой» ничто не может сравниться


Несмотря на плотный концертный график, художественного руководителя и дирижера Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины Николая Лысенко не пришлось долго уговаривать отработать «Тараса Бульбу» с оркестром Харьковского национального театра оперы и балета.

– Это знаковое событие в моей жизни, – говорит потомок композитора. – Во время юбилеев Лысенко я всегда востребован в качестве дирижера. Помимо того, у оркестра много своих концертов. К тому же мы обслуживаем таких солистов, как Дмитрий Хворостовский, и проекты вроде «Нотр-Дам де Пари». Но с «Тарасом Бульбой» ничто не может сравниться, поэтому я отложил все дела и принял предложение администрации харьковского оперного театра.

Николай Лысенко собирается вернуться в Харьков


По словам Николая Витальевича, первый опыт сотрудничества с харьковскими музыкантами его поразил. За два дня репетиций Лысенко удалось срастись с коллективом до такой степени, что многие нюансы начал понимать с полувзгляда.

– Здесь я встретил уникальное сочетание творческих сил европейского уровня и оперной сцены, аналога которой в Украине нет, – восторгается потомок композитора. – Я хотел бы сотрудничать с этим театром и дальше. Надеюсь, в будущем мы вернемся к партитуре «Тараса Бульбы» несколько в другом ракурсе. Есть предварительные планы с режиссером-постановщиком Арменом Колояном, который является мастером постановочных боев на саблях, сделать эту оперу еще и зрелищной.

Личные вещи композитора его семья передала музею


Сохранение и пропаганда музыкального наследия Николая Лысенко – то, чем неустанно занимается семья композитора на протяжении многих лет.

– Мы сформировали несколько концертных программ, с которыми ездим по регионам Украины, стараясь презентовать неизвестные страницы творчества Николая Витальевича, – рассказывает Лысенко-младший. – К сожалению, о Мыколе Лысенко вспоминают раз в пятилетку – в дни юбилеев. Исполняют дежурные произведения и снова забывают. Мы же хотим показать, что Лысенко, помимо оперного жанра, писал великолепную инструментальную музыку, фортепианные пьесы, романсы, вальсы и музыку в жанре солоспивов. Кстати, украинский солоспив базируется прежде всего на творчестве Лысенко.

Семья композитора передала множество личных вещей Киевскому мемориальному музею деятелей украинской культуры – Михаила Старицкого, Леси Украинки и Николая Лысенко.

– Мои дед и бабушка передали более тысячи экспонатов, – говорит Николай Витальевич. – Элементы мебели, несколько роялей, тома личной переписки, оригиналы рукописей партитур, личные вещи, одежду, в которой выступал хор Лысенко. Среди моих личных вещей – его камертон. Об этом мало говорят, но мой прапрадед был не только композитором, но и выдающимся дирижером и хормейстером.

Продолжатель рода музыкальной династии Николай Лысенко-младший надеется, что трое его дочерей в будущем поддержат семейную традицию. Также Николай Витальевич пообещал создать в харьковском оперном театре филиал музейной экспозиции, посвященной его прапрадеду.

В репертуаре ХНАТОБ было шесть опер Лысенко
Вскоре харьковчане смогут оценить еще одно произведение знаменитого композитора – комическую оперу «Энеида». В театре оперы и балета это произведение не ставили ни разу. Сейчас его готовит к выходу в свет харьковский композитор Александр Щетинский.
– 22 марта на концерте-посвящении, подготовленном ко дню рождения Николая Лысенко, прозвучала сюита из оперы «Энеида», – говорит директор ХНАТОБ Любовь Морозко. – Мы ждем, когда эта работа будет закончена и ее можно будет поставить на харьковской сцене.