Последние изменения в законодательстве увеличивают количество нарушений на дорогах, за которые положен штраф, а также размер самих штрафов.

По закону специальные звуковые сигналы – сирены и проблесковые маячки красного и синего света – разрешено устанавливать лишь на спецтранспорте: автомобилях милиции, МЧС, скорой помощи и т. п. Однако в последние годы среди обычных автомобилистов распространилась тенденция самовольно устанавливать спецсигналы – с их помощью водители пытаются получить преимущество в движении. По словам инспектора отдела организации работы дорожно-патрульной службы управления ГАИ в Харьковской области Андрея Дидченко, в Харькове таких нарушителей – десятки, если не сотни.

– Недавно на улицах города в течение недели работало спецподразделение, и за это время было оформлено около 40 материалов по признакам ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая определяет ответственность за незаконное использование световых и звуковых сигналов, – рассказывает Андрей Дидченко.

Сейчас наказание за самовольное использование сирен и проблесковых маячков предусматривает штраф от 850 до 1200 грн. Однако 7 декабря прошлого года депутаты внесли изменения в соответствующую статью кодекса, увеличив штраф за «самоволку» с сиренами в 40 раз: теперь эта сумма составит от 42 тыс. грн. до 51 тыс. грн. Кроме того, инспекторы ГАИ будут иметь право задержать автомобиль с незаконными спецсигналами для их демонтажа. Закон уже подписан президентом и вступит в силу после публикации в газете «Урядовий кур’єр».

Еще одно законодательное изменение коснулось взаимоотношений между водителями маршруток и автолюбителями. 16 марта вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, усиливающие ответственность автомобилистов за создание помех общественному транспорту. Во-первых, увеличился штраф за «непредоставление преимущества движения маршрутному транспорту». Если раньше он составлял от 425 до 510 грн, то теперь – от 510 до 680 грн. Во-вторых, этот же штраф вводится за движение по полосе для маршрутных транспортных средств, а также нарушение правил остановки и стоянки на ней.

– Правила дорожного движения и раньше запрещали движение и остановку на полосе общественного транспорта. Однако административное наказание предусмотрено не было, – поясняет Андрей Дидченко.

Именно это новшество несколько обеспокоило водителей.

– Я лихачей с мигалками сам терпеть не могу. А вот по полосе для маршруток у меня есть вопросы. Например, будет ли проведена какая-то разъяснительная работа по изменениям или сразу начнут штрафовать? Я уверен, что тысячи украинских водителей просто не в курсе, что введены новые штрафы. Или другой момент: если водителю или пассажиру нужно выйти в неположенном месте по состоянию здоровья – тоже сразу штраф? – спрашивает водитель с 25-летним стажем Алексей Егоров.

В ГАИ поясняют: закон широко обсуждался, был опубликовам в СМИ, поэтому формально в профилактических беседах необходимости нет. Но по-человечески инспекторы могут принять во внимание неосведомленность водителя и особые обстоятельства.