Уже сегодня из Харькова вполне реально запустить лифт, застрявший в киевской или полтавской многоэтажке.

А в ближайшем будущем, нажав в подъемнике кнопку связи с диспетчером, можно будет вызвать не только лифтера, но и сантехника, электрика, пожарных и даже «скорую помощь». Такие возможности открылись перед «Харьковгорлифтом» после модернизации диспетчерской службы.

Лифт сам сигналит о неполадках


– В КП «Харьковгорлифт» работает Центральная диспетчерская служба (ЦДС), которая была первой из подразделений, созданных на предприятии, – рассказывает инженер по компьютерным системам КП «Харьковгорлифт», к.т.н., доцент кафедры вычислительной техники и программирования НТУ «ХПИ» Александр Заковоротный. – Мы попытались внедрить в КП самые последние инновационные технологии, которые есть не только в Украине, но и в ближайшем зарубежье.

По его словам, ЦДС работает круглосуточно и объединяет два направления: внутридомовые электросети и лифтовое оборудование.

– Заявка от населения (по телефону диспетчера ЦДС, номер которого указан в кабине лифта) поступает на нашу мини-АТС. Диспетчер вносит ее в базу данных, – объясняет процедуру Александр Заковоротный. – Заявки обрабатываются, и на большом экране можно увидеть текущую оперативную ситуацию по всем районам города: количество заявок, сколько из них в работе, сколько выполнено, где застряли в лифте...

Приняв заявку, диспетчер определяет ближайший к месту вызова автомобиль (это тоже видно на экране компьютера), который и направляется на выполнение заявки. Кстати, именно для этих целей все 15 автомобилей предприятия (девять из которых предназначены для обслуживания вызовов, касающихся лифтового оборудования, шесть – внутридомовых сетей) оборудованы GPS-навигацией. Связь с автомобилями – мобильная и CDMA.

Кроме того, в ЦДС поступают и заявки от общегородских диспетчерских служб: «Время реальных дел» городского головы и «1562».

– В свое время Центральную диспетчерскую службу подключили к единому информационному пространству, которое создано в рамках реформы ЖКХ в Харькове, – уточняет Александр Заковоротный.

Третьим источником заявок в ЦДС являются сигналы, которые передает сам лифт: на «подъемнике» установлены датчики, показывающие его техническое состояние. Кроме того, в каждой кабине лифта предусмотрена голосовая связь – то есть человек оставляет заявку, нажав на кнопку связи с диспетчером.

– Более того, в рамках все той же реформы ЖКХ были созданы четыре пилотных проекта, которые объединяют связь с лифтовым оборудованием в таких городах, как Киев, Харьков и Полтава, – рассказывает Александр Заковоротный. – В некоторых случаях диспетчер даже без выезда на место может попытаться запустить лифт. Если не получается – заявка передается аварийным службам тех городов, где произошел сбой.

ЦДС облегчит работу обходчикам


Но это не все чудеса, на которые способна ЦДС. Она может даже оценить, верно ли жильцу насчитали тариф за воду или тепло, а также не пытаются ли в отсутствие хозяина в квартиру пробраться воры.

– По каналам связи, которые мы используем, можно передавать не только информацию о состоянии лифта, но и данные приборов учета, скажем, тепла, воды, электроэнергии, которые ставятся на весь дом, – объясняет Александр Заковоротный. – Тогда обходчику не надо сверять показания счетчиков в каждом доме. Но это уже работа на перспективу.

Кроме того, в ближайшем будущем человеку, у которого нет телефона, или он не может дозвониться до какой-то службы, достаточно нажать на кнопку связи в кабине лифта и передать оператору свою просьбу. А тот перенаправит ее соответствующей службе.

– Сейчас это еще широко не практикуется, но возможности такие есть, – улыбается Александр Заковоротный.

«Сидеть» в лифте долго не придется


Ежедневно диспетчерская «Харьковгорлифта» обслуживает около 200 заявок.
По словам начальника службы Людмилы Черновой, 100 заявок приходится на обращения по лифтам, 50-60 – по внутридомовым сетям, остальные поступают от службы «15-62». Сроки обработки информации и оказания помощи минимальные.

– Если человек застрял в лифте, мы обязаны освободить его в течение 40 минут. Поломки как лифтов, так и внутридомовых сетей должны быть устранены в течение суток. Но все зависит от характера аварии и от деталей, которые нужно заменить – уточняет Люмила Чернова.