Заслуженный артист Молдовы и народный артист Украины Александр Васильев занимает пост художественного руководителя Харьковского академического русского драматического театра им. Пушкина чуть больше двух месяцев.

С какими чувствами ведущий актер принимал в свои руки бразды правления театра, которым до него более 35 лет руководил Александр Барсегян, и чего ждать труппе от нового худрука, он рассказал корреспонденту «Вечернего Харькова».

– Александр Павлович, каково вам, ведущему актеру театра, в кресле худрука?

– Никогда не мечтал быть художественным руководителем, поэтому предложение возглавить театр стало неожиданностью, и поначалу я думал отказаться. Я больше сорока лет на сцене, сыграл много ролей в разных театрах, поэтому к новой должности отнесся как к сложной роли и как всегда очень волновался. Такие же эмоции я пережил, когда Александр Барсегян назначил меня на роль Петра I. В спектакле присутствовала сцена припадка (русский царь, как известно, был эпилептиком). Я перечитал много книг об этой личности, общался с врачами, пытаясь понять, как проявляется эпилепсия. Коллеги-актеры мне говорили: «Саша, зачем ты так натурально играешь?» Поэтому, продумывая «роль» худрука, я понял, чего точно не должен делать ставить спектакли, пусть это делают профессиональные режиссеры. А сами постановки должны быть без чернухи, порнухи и политических «дуль в кармане». Искусство должно быть красивым, а режиссеры позитивными.

– Говоря о режиссерах, имеете в виду приглашенных?

– Да, но это могут быть как приезжие, так и харьковские профессиональные режиссеры. С 20 мая по начало июля в театре будет работать черниговский режиссер Андрей Бакиров импрессионист, режиссер тончайшего склада, в чьих спектаклях присутствует духовность. Харьковчане уже знакомы с его работами, он ставил три спектакля в театре им. Шевченко, а для нас предложил интересную пьесу американского драматурга очень известную, насыщенную любовью и драматическими событиями.

– Александр Павлович, актерский состав менять не собираетесь?

– Разве что пополнять. Я пригласил в театр народного артиста Украины Юрия Головина, который раньше работал в театре украинской драмы, а у нас дебютировал в «Поминальной молитве». Планирую взять молодых актеров. Я веду курс на театральном отделении Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского, двое моих студентов уже работают в театре, но хочу взять еще нескольких. Харьковская театральная школа достаточно сильная наших выпускников хвалят, где бы они ни работали.

– Будете совмещать должность худрука с актерским ремеслом?

– Конечно, я не представляю себя без сцены. Что касается новой должности, то пытаюсь реализовывать идеи, которых раньше в театре не было, к примеру, устраивать бенефисы. Причем не просто творческие вечера, а серьезные акции с почестями, награждениями и премиями. Также планируем возобновить участие в театральных фестивалях, как это было при Александре Барсегяне.

– Нет планов разбавить репертуар пьесами современных драматургов?

– Современная постановка на сцене нашего театра обязательно появится. Что может быть интереснее, чем посмотреть со стороны на себя и свои проблемы? Более того, в русской драматургии есть достойные пьесы, а с некоторыми драматургами наш театр и вовсе поддерживает тесную связь.

– А с финансами у театра порядок?

– Конечно, хочется, чтобы на нас обратили внимание меценаты оказали помощь в изготовлении декораций или помогли с оплатой коммунальных услуг. Сейчас весь постановочный фонд «съедают» эти платежи, хотя театр не должен работать на коммуналку, экономя на костюмах и декорациях. А ведь у нас готовы ставить даже московские режиссеры например, Владимир Фокин. Но оплатить работу маститого российского режиссера (в среднем три-пять тысяч долларов) неподъемная ноша, поэтому без меценатов никуда. При этом есть надежда, что такие затраты окупятся к нашему театру есть стабильный интерес зрителя.