Именно столько времени бывший корреспондент «Вечерки» Валентин Шаров пытается отстоять у правоохранителей Харькова право на собственный автомобиль. Его «Опель» мошенническим путем присвоил себе в 1998 году харьковчанин Григорий Тищенко. Несмотря на документальное подтверждение права собственности, автомобиль не вернули законному хозяину до сих пор, а уголовное дело и вовсе закрыли.

По статистике, угонщиков автомобилей привлекает прежде всего транспорт, который не оборудован противоугонной сигнализацией и оставлен владельцами вне охраняемых стоянок и парковок. Однако потерять недавно купленную машину, как выяснилось, можно на ровном месте. Причем злоумышленником может оказаться человек, которого потерпевший знает и которому даже доверяет. Именно это «доверяет» и подвело бывшего харьковчанина, ныне проживающего с женой в Германии. Итак, вот что рассказал Валентин Шаров.
Свою «Опель-Аскону» золотистого цвета харьковчанин получил в 1998 году в подарок от немецких друзей-спортсменов. Автомобиль, правда, был не новым, но в нормальном техническом состоянии, что подтверждали и официальные документы (в Европе с этим строго), и сами дарители машины, и его новый владелец. Сначала Валентин Шаров колесил по Германии, а потом решил собственным ходом отправиться в Харьков к сестре. Поскольку 2200 км — не шутка, а о Польше, через которую нужно было проехать, тогда говорили как о проблемной территории, жена договорилась с одной из украинок (которая собиралась возвращаться на родину), что та будет сопровождать ее мужа до самого Киева.
И тут Валентина познакомили с Григорием Тищенко. Он оказался харьковчанином, назвался бывшим полковником КГБ, сообщил, что дорогу знает очень хорошо, и вызвался сопровождать Шарова до конечного пункта. Потом попросил дать ему машину попользоваться, пока он вместе с сыном и приятелем купит свою. Поскольку в Германии на вождение транспорта не требуется никаких доверенностей, а местная полиция качественно справляется со своими функциями (угнанные машины находит быстро), семья Шарова доверила земляку «Опель». Тот действительно дважды возвращал автомобиль владельцу (покупка с первого раза не удалась) и таким образом постепенно вошел в доверие к нему и его жене.
В Харьков прибыли поздно ночью на двух машинах. Ставить «Опель» было негде, и Тищенко вызвался помочь. Мол, я возьму ее к себе в гараж, а завтра верну. Пока Валентин Шаров ходил согласовывать этот вопрос с родственницей, автомобиль и попутчики пропали. Остались только выброшенные вещи.
Машину собственными усилиями искали целые сутки. Потом обнаружили случайно оставленный угонщиком номер телефона. Только тогда удалось связаться с Григорием, который сказал, что автомобиль сломался. А позже он пришел и заявил, что с машиной все в порядке, но отдаст он ее только за 800 долларов. Опешивший Шаров пригрозил милицией, но на Тищенко это не подействовало: «У меня есть на нее документы».
Пострадавший написал заявление в милицию. Работники правоохранительных органов попытались поймать злоумышленника с помощью валютной «куклы», но тот от денег отказался (по-видимому, его кто-то предупредил). «Опель» объявили в угон, и вскоре его нашли. Григория Тищенко арестовали, завели уголовное дело по статье о мошенничестве. Когда «запахло жареным», злоумышленник попросил отпустить его на несколько дней (!), чтобы он привез доказательства своей невиновности. Его отпустили. Тотчас же направившись в Германию, Тищенко по подложным документам снял автомобиль с учета, а потом уговорил супругу Шарова подписать документ о купле-продаже авто, от которого Валентин якобы решил избавиться.
Харьковская милиция, ознакомившись с доставленными бумагами, поверила Григорию Тищенко, что тот действительно законно купил «Опель». Судя по всему, их не беспокоил тот факт, что истинным владельцем автомобиля являлся по документам сам Шаров, а никак не его жена, и что ее подпись на купчей (оформленной на фальшивом бланке) никак нельзя расценивать как серьезный документ — у них даже фамилии разные. Это все равно, что среди улицы остановить первого попавшегося прохожего и попросить подписать документ о покупке чужой квартиры.
Собственно, незаконность подписи подтвердили и в инспекции уголовной полиции немецкого города Эрфурт в ответ на официальный запрос харьковских правоохранительных органов. В документе однозначно сказано, что автомобиль «Опель-Аскона» был украден, представленный Тищенко договор купли-продажи был составлен «…на основании ложных данных», а Белла Зимовец (жена Шарова) не имела юридического права подписывать подобный договор.
Примечательно, что доблестные харьковские следователи не поверили первому документу из Германии, поэтому направили запрос второй раз. Но и второе письмо из немецкой полиции содержало такие же выводы, нелицеприятные для обвиняемого в мошенничестве.
Несмотря на все доказательства, следствие растянулось на долгие годы. Дошло до того, что два года назад уголовное дело где-то «затерялось» и лишь после вмешательства Государственной судебной администрации собранные материалы удалось отыскать. Сам Валентин Шаров вспоминает, что Григорий Тищенко говорил ему как-то о том, что его все равно не осудят. Как бы там ни было, но 22 августа нынешнего года следователь Орджоникидзевского райотдела УМВДУ вдруг сообщил потерпевшему, что еще в августе 2004 года уголовное дело в отношении Тищенко Г. Д. прекращено «за отсутствием в его действиях состава преступления». Но бывший корреспондент «Вечерки» и сегодня продолжает отстаивать свое право на справедливость.
Интересно, что если бы харьковские правоохранительные органы сразу разобрались в достаточно простой ситуации с «покупкой» автомобиля и передали дело в суд, главный виновник истории успел бы уже, наверное, выйти на свободу. Между тем поговаривают, что Валентин Шаров — не единственный человек, который «благодаря» Григорию Тищенко потерял свой автомобиль. Но это уже другая история.

Справка

По информации, размещенной на официальном сайте Госавтоинспекции Управления ГАИ УМВД Украины в Харьковской области, украинское законодательство строго даже к тем, кто просто решил поездить без разрешения на чужом авто. Согласно Уголовному кодексу Украины, ответственность за такие противоправные действия предусмотрена в виде штрафа от тысячи до тысячи двухсот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишения свободы на срок от трех до пяти лет. При завладении же транспортным средством, которое находилось в помещении, или при совершении преступления группой лиц закон предусматривает ответственность уже в виде лишения свободы на пять-десять лет.