В ночь с четверга на пятницу, 13 апреля, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом проект Уголовно-процессуального кодекса. Решение было принято в 4:13 утра 271 депутатом.

При этом физически в зале находилось около 50 депутатов от большинства, сообщает «Украинская правда».

Принятие УПК депутаты одобрили аплодисментами.

Депутаты также проголосовали за то, чтобы текст законопроекта разделили на Кодекс и Закон «О внесении изменений в законы в связи с принятием УПК».

Работа по принятию кодекса пошла живее после того, как в 22:45 зал заседаний покинули депутаты от оппозиции.

«Уважаемые коллеги, для того, чтобы мы были дома в субботу-воскресенье, давайте поработаем сегодня. Предлагаю снять пиджаки. Здесь это не запрещается», – сказал спикер Верховной Рады Владимир Литвин.

Спикер ставил на голосование по четыре-пять статей (которые были без поправок), при этом просто перечисляя их, а депутаты принимали их одним голосованием.

Большинство поправок (с около 4000 представленных к проекту) депутаты проваливали. Таким образом, депутаты за пять часов рассмотрели почти 400 статей кодекса.

Как известно, Верховная Рада рассматривала проект кодекса во втором чтении со вторника. Всего в нем 614 статей.

Едва ли не единственный оппозиционер, который остался в зале, БЮТовец Андрей Шевченко взял слово один раз, во время рассмотрения поправки №3659, которая касалась права журналистов на сохранение источников информации.

Шевченко призвал парламентариев принять поправку, но проголосовали лишь 5 депутатов.

Напомним, президентский проект УПК был принят Верховной Радой в первом чтении 9 февраля.

Комиссия при президенте раскритиковала проект УПК, потому что в нём есть немало нарушений.

В БЮТ заявляют, что проект нового УПК ограничивает права в части защиты граждан, поскольку право защиты предоставляется только адвокатам, а правозащитники отстраняются от этого процесса.

Новый УПК должен предоставить каждой стороне уголовного процесса равные права 

Основными направлениями реформирования уголовного судопроизводства, в соответствии с новым УПК, является создание равных возможностей для каждой из сторон в уголовном процессе и реальное внедрение в уголовное судопроизводство принципа состязательности, при котором результат рассмотрения судом конкретного случая привлечения лица к уголовной ответственности будет зависеть исключительно от обоснованности позиции сторон.

С этой целью сторонам уголовного производства предоставляются равные права относительно представления доказательств непосредственно в суд.

Следователь и прокурор, в соответствии с положениями УПК, лишаются фактически монопольного права на предоставление доказательств, поскольку каждая из сторон уголовного производства будет иметь равные возможности в сборе доказательств, получении помощи суда в сборе доказательств при наличии трудностей их получения, а также предоставлении собранных доказательств суду для доказательства виновности или невиновности лица в совершении преступления.

УПК предусматривает решить проблему состязательности отечественного уголовного судопроизводства также путем введения нового порядка, согласно которому суд сможет обосновывать свои выводы исключительно на тех показаниях, которые он непосредственно получил от сторон уголовного производства в судебном заседании, или которые были предоставлены следственному судье в судебном заседании во время досудебного расследования.

Предусматривается, что места для содержания подсудимых отделяются от другой части зала судебного заседания заграждением из стекла или органического стекла.

Процессуальное руководство расследованием будет осуществлять прокурор, который будет давать поручение следователям (сотрудникам органов внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, органа, осуществляющего контроль за соблюдением налогового законодательства) и принимать или согласовывать ключевые процессуальные решения (сообщение лицу о подозрении, обращение с ходатайствами к следственному судье, составление обвинительного акта и тому подобное).

Кроме того, функция по представительству государственного обвинения в суде по конкретному делу будет возложена именно на того прокурора, который осуществлял надзор за соблюдением законов органами, проводившими досудебное расследование.

Также объединяются до сих пор разделенные стадии дознания и досудебного следствия в одно – досудебное расследование, которое будет начинаться с момента поступления информации о совершенном преступлении в правоохранительные органы, что обязательно вносится в Единый реестр досудебных расследований.

Необходимость принятия формального акта для возбуждения уголовного дела (в настоящее время - постановление о возбуждении уголовного дела) УПК также не предусмотрена.

Оперативно-розыскная деятельность, связанная с расследованием преступления, и следствие будут осуществляться в рамках единого процесса расследования, а все процессуальные действия (оперативно-розыскные и следственные действия) смогут проводиться лишь после начала уголовного производства по делу.

Исключительно по решению следственного судьи предлагается осуществлять: избрание мер пресечения и продления их сроков; негласные следственные действия, которые ограничивают конституционные права лиц; наложение ареста на имущество; принудительный привод; наложение денежного взыскания за невыполнение процессуальных обязанностей; отстранение от должности и тому подобное.

Также кодексом предусмотрена ликвидация возможности отправки дела на дополнительное расследование, что до сих пор приводит к необоснованному затягиванию рассмотрения дел.

УПК устанавливается уменьшение сроков уголовного производства, усовершенствование порядка проведения негласных следственных действий.

Также вводится упрощенная форма расследования и судебного разбирательства уголовных проступков. Так, вводится новая категория «уголовные правонарушения», которая будет разделяться на преступления и уголовные проступки по критерию тяжести.

Кроме того, вводится уголовное производство на основании соглашений.

Предусмотрена возможность заключения соглашения между прокурором и обвиняемым о признании виновности и соглашения о примирении между потерпевшим и обвиняемым, что позволит сократить время уголовного производства, поскольку сразу после достижения соглашения производство безотлагательно направляется в суд для его утверждения.