К концу учебного года дочка стала так медленно выполнять домашние задания, что впору призадуматься: может быть, она как-то неправильно выполняет уроки? Светлана Сергеевна

– В каком порядке выполнять задания и с каких лучше начинать — устных или письменных, легких или сложных – довольно распространенный вопрос родителей, – признается заведующий кафедрой оздоровительной и лечебной физкультуры Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды, доктор наук, профессор Леонид Подригало. – Однако последовательности, которая одинаково подходила бы всем ученикам, нет и быть не может. У детей слишком много различий в усвоении нового материала, в устойчивости внимания, в умении переключаться с одного вида работы на другой, чтобы можно было дать универсальный совет. В начальных классах обычно рекомендуют начинать делать уроки с письменных заданий, а затем переходить к устным. Дети этого возраста еще не привыкли к значительным учебным нагрузкам и относительно быстро утомляются. Они обычно быстро вовлекаются в процесс, чего не скажешь о большинстве старших школьников. Поэтому ученикам младших классов лучше начинать с более сложных заданий.

У каждого ребенка свой темп работы: один усваивает материал быстро, другому нужно гораздо больше времени.

– Если долго корпел над уроками, а желаемого результата нет – значит большая часть времени потрачена впустую, на посторонние дела, – говорит специалист. – Если школьник привык работать вяло, часто отвлекаясь – темп умственной деятельности у него гораздо медленнее, чем у того, кто работает интенсивно. После каждой паузы ребенку вновь приходится возвращаться к прочитанному, делать усилие, чтобы сосредоточиться и понять материал. В конечном итоге такой способ работы становится привычным и изменить его даже при желании очень трудно. Поэтому одно из главных условий успешной работы – умение трудиться интенсивно, с полной отдачей.

Продолжительность выполнения домашних заданий должна составлять в первом классе – один час, во втором – полтора часа, в третьем-четвертом – два часа. Школьники должны стараться не увеличивать рекомендуемое время, а задача родителей -- следить за этим. Ученые определили, что увеличение продолжительности выполнения домашних заданий способствует ослаблению памяти и внимания, снижению успеваемости, вредит здоровью. У школьников, которые слишком много времени тратят на уроки, меньше гуляют, недостаточно двигаются, сокращается продолжительность сна. Естественно, у таких детей вероятность развития переутомления возрастает, особенно в конце учебного года.