Жертвами преступлений на почве ненависти в Украине чаще всего становятся иностранцы с «неевропейской» внешностью, граждане Украины «неевропейской» внешности, ромы, крымские татары, иудеи, представители сексуальных меньшинств и наркозависимые люди.

Об этом, говоря о результатах мониторинга преступлений на почве ненависти, который Харьковская правозащитная группа проводит при поддержке немецкого фонда «Память. Ответственность. Будущее», сообщил исполнительный директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров. В то же время он подчеркнул, что в последние два года такие преступления начали совершать и по отношению к этническим украинцам.

По словам члена правления всеукраинской общественной организации «Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов» Владимира Батчаева, соотечественники чаще всего преследуют друг друга по территориальному или языковому признаку (например, преследование украиноговорящих граждан в Крыму).

Он отметил, что много преступлений на почве ненависти совершается представителями органов власти – от прямого вымогательства денег у иностранцев до преследований, выдворения из страны или аннулирования регистрации. Как сообщил председатель центра правовых и политических исследований «ДУМА» Юрий Чумак, в ходе опроса иностранцев, проживающих в Харькове, 44% из них заявили, что в 2010-2011 гг. подвергались преследованию на религиозной, расовой либо национальной почве, 96,7% опрошенных регулярно останавливают милиционеры. 23,1% иностранцев считают, что их подвергали оскорблениям, угрозам или избиениям на религиозной, расовой или национальной почве сами правоохранители. По словам Юрия Чумака, большинство опрошенных сообщили, что в милицию они не жаловались, потому что те, кто уже обращался к правоохранителям по таким вопросам, ничего не добились.

Как заявил Евгений Захаров, главная проблема с преступлениями на почве ненависти состоит в том, что правоохранительные органы фиксируют их не таковыми, а общекриминальными. Статья 161 Уголовного кодекса Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений) используется крайне редко, в 2011 г. по ней было возбуждено лишь два дела. В 2009-2011 гг. против иностранцев из дальнего зарубежья было совершено 126 насильственных преступлений, и только 11 из них, то есть меньше 10%, были квалифицированы как совершенные на почве ненависти. По словам Юрия Чумака, в 2011 г. правоохранители Харьковской области не возбудили ни одного дела по ст. 161 и другим статьям, где есть квалификация по мотивам религиозной, расовой или национальной нетерпимости (статьи 115, 121, 122, 126, 127, 129 и др.). За хулиганство в отношении иностранцев в области возбудили семь дел.

«У нас такая система правосудия, что суд требует от органов прокуратуры предоставить материалы, указывающие напрямую, что преступление совершено на почве ненависти, чуть ли не обвиняемый должен написать: «Да, я избивал этого иностранца, потому что я его ненавижу». Но какой преступник это сделает, когда он понимает, что данный факт является отягчающим обстоятельством?» – отметил Владимир Батчаев.

По словам Евгения Захарова, правоохранительные органы не относят к преступлениям на почве ненависти факты надругательства над могилами, религиозными сооружениями, целенаправленное повреждение имущества представителей определенных этнических групп, повреждения памятников.

«Эти преступления достаточно опасны для будущего: они могут привести к межэтническим конфликтам и еще большим преступлениям», – отметил правозащитник.

«Любому государству в глазах международной общественности выгодно представлять себя толерантным. Если бы всплыла вся реальная картина, то, по моему глубокому убеждению, – нам пора хвататься за голову. Уровень неприятия в Украине чужого растет очень стремительно», – заявил Владимир Батчаев.

Юрий Чумак также сообщил, что центры общественных связей полтавской, сумской и харьковской милиции перестали необоснованно упоминать в своих сводках информацию о национальном происхождении правонарушителей и преступников. Ранее из-за этого складывалось впечатление, что преступления совершают только иностранцы.

«Но срабатывает человеческий фактор: если журналисты спрашивают, в милиции об этом могут рассказать», – добавил Юрий Чумак.