«Вечерний Харьков» начинает серию публикаций о старейших работниках харьковских предприятий – о рядовых сотрудниках, которые горячо любили свое дело и оставались верны родному предприятию долгие годы. Первым героем стал конструктор Михаил Жебраков, который почти полвека посвятил заводу ФЭД.

Cудьба привела Михаила Жебракова на ФЭД после его возвращения в Харьков из Свердловска, где он с дипломом автодорожного института отработал три года по распределению. 6 июня 1959 года Михаил Владимирович впервые переступил проходную предприятия, которому отдал 47 лет жизни: сначала конструктором в КБ «Фото», а последние пять лет – заведующим заводского музея.

Иностранцы охотятся за харьковскими фотоаппаратами


– Тогда это был не машиностроительный завод ФЭД, а «Почтовый ящик 711», – вспоминает старожил. – А на трамвайной остановке кондуктор объявлял: «Завод Бермана» – это фамилия первого директора предприятия. Специализировался завод на агрегатах к самолетам, а фотоаппараты выпускались в качестве ширпотреба.

Михаил Жебраков рассказывает, что первые серийные камеры «ФЭД» появились в начале 1934 года и были практически точной копией немецкой «Лейки». Кстати, один из первых фотоаппаратов – 78-летний «старичок» с выгравированным серийным номером и местом сборки хранится в музее предприятия.

– Сейчас коллекционеры готовы отдать любые деньги за аппараты первых серий, – улыбается Михаил Жебраков. – Причем «охотятся» на них не только отечественные любители старины, но и иностранцы.

«ФЭД» был главным оружием военных фотокорреспондентов


Предприятие выпускало «ФЭДы» до самой Великой Отечественной. Во время войны стало не до фотоаппаратов – завод был эвакуирован в Сибирь и приступил к изготовлению топливной аппаратуры для военных самолетов.

– Между тем именно во время войны «ФЭД» прогремел на весь мир, став главным оружием советских фотокоров. Тогда в нашей стране практически не было фотокамер для репортажных съемок, – рассказывает Михаил Жебраков.

«Зеркалку» мы бы выпускали по сей день»


Михаил Жебраков вспоминает: когда пришел на завод – в разработке постоянно были новые модели. В 1964 году несколько месяцев специалисты трудились над фотоаппаратом «ФЭД-20».

– Камера получилась профессиональная, но, к сожалению, в серию не пошла, потому что в Советском Союзе не нашлось поставщика центральных затворов большого диаметра, – рассказывает конструктор. – Так что был изготовлен единственный опытный образец.

Много лет конструкция фотоаппаратов практически не менялась – необходимо было вносить в производство новую «струю», осваивать инновационные модели. Михаил Владимирович вспоминает, как в 1970-х годах встал вопрос: выпускать усовершенствованный фотоаппарат на базе старого «ФЭДа» или освоить принципиально новую «зеркалку». Техсовет поддержал идею выпускать «ФЭД-5», поскольку для его производства использовалось 60% заимствованных от предыдущей модели узлов и деталей.

– Безусловно, это было ошибкой – возможно, «зеркалку» мы бы до сих пор выпускали, – сетует конструктор. – Был сделан один-единственный опытный образец, который сейчас хранится в заводском музее.

К тому времени у «ФЭДа» уже был серьезный конкурент – ленинградский зеркальный «Зенит». А когда японцы освоили цифровую фотографию, судьба харьковских фотоаппаратов была предрешена.

– И наши конструкторы могли бы додуматься до этого, но в Советском Союзе не выпускали элементы электроники, – разводит руками Михаил Жебраков. – Лет на тридцать мы отстали от японцев.

По иронии судьбы в день своего 60-летнего юбилея завод ФЭД прекратил выпуск фотоаппаратов.

«Развешиваем снимки с помощью прищепок»


Более 60 лет Михаил Жебраков увлекается фотографией. В его архиве – тысячи разножанровых снимков, и у каждого – своя история и свое имя.

Любимый жанр фотохудожника – пейзаж, а излюбленное место для съемки – ботанический сад через дорогу от дома. Михаил Жебраков с удовольствием показывает свои работы: «Волшебница-зима», «Осенняя грусть», «Старожил микрорайона» – черно-белая фотография огромной вороны, сидящей на голых ветвях, «Модница» – снежная баба со сплющенной пластиковой бутылкой на голове в качестве берета.

– Фотовыставки я не устраиваю, вместо этого мы с моим старым приятелем Валентином Ивановичем Чурсиным – руководителем детской фотостудии «Радуга» – практикуем творческие встречи, – делится Михаил Жебраков. – Развешиваем фотографии на натянутой леске с помощью прищепок и рассказываем, где, когда и каким аппаратом был сделан снимок.

«Снимать можно и консервной банкой»


Первый фотоаппарат появился у Михаила Жебракова в девятом классе – трофейный, привезенный отцом из Германии. В студенческие годы он приобрел «ФЭД», был у него и зеркальный «Зенит», а в последнее время фотохудожник отдает предпочтение цифровой съемке.

– Когда у меня спрашивают, какая камера лучше, я отвечаю: нет хороших или плохих аппаратов – есть плохие фотографы, а снимать можно и консервной банкой, – смеется он. – Кстати, этот «фокус» мой старый приятель демонстрирует юным фотографам. Берет металлическую коробку со светонепроницаемой крышкой, в которой сделано маленькое отверстие – диаметром 0,5 мм. В темноте кладет в эту банку фотопленку, закрывает крышкой, пальцем плотно прикрывает дырочку, выносит на свет и просит ребят наклониться над банкой и несколько секунд не шевелиться. Убирает палец, затем снова закрывает отверстие и идет проявлять пленку – на ней появляется изображение. Качество, конечно, не очень, но снимать-то можно!