Транспортная милиция — одно из самых мобильных и динамичных правоохранительных подразделений, ведь ее сотрудникам приходится нести службу на вокзалах и в поездах, на железнодорожных объектах и в их окрестностях. На днях начальник Линейного управления на Южной железной дороге Управления МВД Украины на транспорте полковник милиции Николай Цвира встретился с журналистами, чтобы подвести итоги деятельности своего подразделения за 8 месяцев этого года и дать кое-какие рекомендации пассажирам.

Смерть под колесами
К сожалению, по статистике наиболее распространенным фактом, который регистрируют милиционеры-транспортники, становится травмирование людей железнодорожными составами. Как отметил полковник Цвира, нет ни одного дня, чтобы поезда Южной железной дороги не сбивали человека. Причем практически все случаи происходят именно по вине пешеходов, так как железная дорога является объектом повышенной опасности, нахождение людей вне предусмотренных мест посадки или специально оборудованных переходов — просто запрещено.
Полковник с сожалением констатирует, что граждане, стремясь сэкономить время, нередко укорачивают себе жизнь, переходя железнодорожные пути где попало, порой игнорируя знаки, предупреждающие об опасности и запрещающие нахождение на рельсах. Порой под поездами гибнут дети, подростки... Николай Иванович воспользовался присутствием журналистов, чтобы еще раз через СМИ обратиться к общественности и напомнить людям, что тормозной путь едущего на полной скорости грузового состава может составлять километр-полтора, так что машинист просто не успеет остановить поезд, даже если заметит людей на пути.
Краж стало меньше
Как говорит Николай Цвира, сегодня милиционеры полностью контролируют ситуацию на железной дороге — львиная доля поездов (179) сопровождается нарядами правоохранителей, бдительные сотрудники патрулируют станции и платформы, вокзалы и депо. Однако в будущем планируется реформировать Линейное управление так, чтобы охват был еще более обширным — если Киев даст «добро», сопровождаться будут все без исключения поезда. Однако, сколько бы милиционеров ни находилось в поезде, определенные криминальные элементы все равно будут совершать свои преступления. За этот год, например, милиционеры-транспортники зафиксировали на ЮЖД 1542 преступления, причем 1397 дел уже направлены в суды. В поездах было выявлено 6,9 тысячи правонарушителей.
Краж у пассажиров в этом году стало на 35,6% меньше, чем было в прошлом, — за этой цифрой, по словам полковника, кроется кропотливейшая работа. Но повода «расслабляться» у правоохранителей нет — 12 краж, совершенных в этом году, пока остаются нераскрытыми, ведется расследование каждого случая.
210 раз в этом году «длиннорукие» граждане пытались обокрасть железную дорогу. Причем объектом посягательств становились то рельсы, то костыли, то элементы вагонов поездов. 169 случаев уже раскрыто, остальные — пока на «повестке дня» оперативников и следователей. Каждый такой случай может привести к массовой гибели людей, так что милиция рассматривает эти преступления как самые опасные. Из-за одного «металлиста» может пойти под откос поезд с пассажирами, поэтому правоохранители реагируют на каждый тревожный факт, постоянно патрулируют железнодорожные объекты.
Для борьбы с теми преступниками, которым воровство металла кажется нестоящей мелочью, в транспортной милиции созданы отделы по борьбе с экономическими преступлениями. 45 раз за этот год некие граждане пытались присвоить себе железнодорожное имущество, причем 12 раз — в особо крупных размерах. Еще на счету транспортных милиционеров-экономистов раскрытие 38 случаев взяточничества.
Полковник Цвира рассказал, что есть у нас в области воры-виртуозы: умеют запрыгивать на ходу в грузовые составы, обворовывать их и спрыгивать с награбленным. Эти «умелые люди» присматривают места поворота составов, где скорость поездов при движении невысока. А милиционеры, в свою очередь, выслеживают и задерживают их по сотне за год.
Но самый большой контингент задержанных и осужденных составляют наркокурьеры и наркоторговцы. Только за этот год транспортная милиция выявила 455 таких случаев, из незаконного оборота было изъято более 23 килограммов различных наркотиков, в том числе и кокаина.
Российские проводники неправы!
Множество жалоб в этом году поступило в нашу редакцию от пассажиров, которым доводилось ездить поездами российского формирования по просторам Украины. Автору этих строк и самому пришлось испытать на себе ненавязчивый сервис (вернее, его полное отсутствие) от экипажей заграничных пассажирских и скорых поездов. Купив билет в кассе за гривны, в вагоне я (и ряд наших читателей) услышали от проводников сакраментальную фразу: «Поезд — территория Российской Федерации, принимаем только рубли!» В результате две из четырех моих в этом году поездок прошли без постели, без чая или кофе и тому подобных услуг. Нет, выход, конечно, был: проводники указывали на обильно татуированных парней, бойко предлагавших менять гривны на рубли и обратно. Но лично мне дико было, путешествуя внутри страны, покупать иностранную валюту, использование которой, вдобавок ко всему, при купле-продаже запрещено.
Комментируя ситуацию, Николай Цвира сказал, что проводники поездов совершенно неправы. Пассажирам, попавшим в такую ситуацию, надлежит обращаться к бригадирам поездов, а если и они не соглашаются выполнять нормы законодательства — вызывать милицию (благо, на каждой станции имеются правоохранители). Больше того, Николай Иванович предупредил, что деятельность «обменщиков» является абсолютно незаконной, зачастую она сопряжена с совершением различных преступлений, например мошенничеством. Полковник также предупредил, что большинство «менял» обманывает людей на курсе валют, пользуясь их незнанием или растерянностью, и посоветовал, если уж обмен валюты необходим, делать это только в официальных, законно работающих пунктах на вокзалах или в банках.