Проблема, которая продолжает волновать родителей, желающих и не могущих обучать своих детей на русском языке в СШ № 16, снова стоит на повестке дня Киевского районного совета.
На заседание двух комиссий по этому вопросу, состоявшееся 25 сентября, был приглашен и я — в качестве журналиста и руководителя объединения «За культурно-языковое равноправие». Проблему знаю не понаслышке. Вместе с депутатом Владимиром Сорокиным мы уже отстояли право открывать русские классы в трех школах этого района — №№ 62, 37, 100.Что же скажут на этот раз директор школы, начальник районо, другие депутаты? До этого депутат В. Сорокин уже дважды пытался вынести на сессии райсовета вопрос о свободном выборе языка обучения в школах района. И дважды, как считает сам депутат, под давлением исполнительных структур и начальника районо, предложенный им проект решения не был принят. Школа № 16 оказалась «крепким орешком».
При рассмотрении вопроса депутат Сорокин сообщил членам комиссий такие данные о языковой структуре коммунальных (без частных) школ в Киевском районе: 14 школ с украинским языком обучения (61%), 6 школ с русским (26%), 3 школы двуязычные (13%). За период с 2002 года в Киевском районе отказывали в открытии русских классов в трех школах. Школа № 16 перестала открывать русские классы в 1993 году. В 2003 году был выпущен последний русский класс — школа стала украинской. Бланки заявлений о приеме в школу уже были напечатаны на украинском языке, надо было внести лишь имя ученика. Графа — язык обучения — в анкете отсутствовала. Заявления, в которых родители записывали фразу «с русским языком обучения» не принимались. Их удавалось вручить дирекции только под бдительным оком видеокамеры телеканала новостей.
На Северной Салтовке нет школ с первыми классами на русском языке, в поселках Жуковского и Коммунар — нет детских садов с русским языком. Хотя, по данным переписи 2001 года, 66 % харьковчан считают русский язык родным!
Начальник районо Анатолий Ермола, обосновывая невозможность открытия в школе № 16 класса с русским языком обучения, зачитал приказ министра образования от 1993 года, запрещавший открывать русские классы в украинских школах. Но, значит, и в двуязычных школах это тоже «было запрещено» — иначе непонятно, как школа № 16 стала украинской!
К сожалению, это распространенная практика. Так произошло и в русской школе № 100 — в 2002 году 1 сентября ее директор объявил родителям, что их дети будут обучаться на украинском языке.
Тогда мы после соответствующих заявлений обеспокоенных родителей добились, чтобы — уже на следующий год — администрация приняла заявления у родителей новых первоклассников и открыла два русских класса. Оскорбленные и униженные родители второклассников также добились возвращения своих детей в лоно родной русской речи.
По данным, приведенным Анатолием Ермолой на комиссиях, языковая структура школ иная: 13 школ — украинский язык обучения (42%), 12 — русский (38%), 3 школы — двуязычные, 2 школы с азербайджанскими классами и одна на иврите с изучением еврейской культуры. Лукавит!
Для того чтобы получить такую статистику, ему пришлось прибавить к русским коммунальным школам частные школы, в которых родители оплачивают все расходы из своего кармана, не получая ни копейки из городского бюджета!
По поводу СШ № 16 А. Ермола повторил аргумент горисполкома: двуязычная СШ № 37 находится недалеко, в семистах метрах. Пусть, мол, родители ведут деток обучаться на русском языке туда.
Но санитарная норма запрещает первокласснику ходить на расстояние более 500 метров. Для его же безопасности. Поэтому школы и строятся внутри микрорайонов. Эта санитарная норма действующая, она включена в Закон о застройке микрорайонов.
Что же говорят сами члены комиссий и приглашенные чиновники? Директор СШ № 16 Елена Великанова заявила, что 13 из 23 детей, которых родители хотят обучать на русском языке, уже учатся в ее школе, но на украинском языке, а десять — в школе № 37 на русском языке. Дескать, проблема «рассосалась».
Следует заметить, что единственное, что не «рассосалось» при этом, — нарушенное конституционное право граждан на свободное использование русского языка, которое необходимо восстановить. Я как правозащитник считаю — с восполнением морального и материального ущерба.
У многих депутатов уже имелся и личный опыт столкновений с нарушениями прав русскоязычных граждан в районе. Депутат В. Касьянов: «Когда-то открывались 4 класса с украинским языком обучения в СШ № 52. На вопрос, как удалось уговорить родителей на украинский язык обучения, директор пояснила, что пользовалась аргументом: «если они захотят отдать своих детей в русские классы, то те ничего знать не будут». Это называется — украинизация любой ценой. Как-то мне как депутату пожаловались родители учеников школы № 55, которые хотели обучать своих детей на русском языке. Я им говорю: пишите заявления. А они: мы напишем, а наши же дети и пострадают — мы же видим, как нервно реагирует директор».
Депутат В. Касьянов рассказал о победе родителей в г. Краснограде, отстоявших в суде свое право обучать и воспитывать своих детей на родном русском языке.
Депутат Новиков предложил такой метод выявления языковых потребностей, как опрос родителей потенциальных первоклассников. Его должны проводить учителя в середине учебного года, тогда у школьного коллектива будет время учесть пожелания родителей.
Депутат Анатолий Самсонов: «Если языковой опрос среди родителей микрорайона проводить через учителей, то возможно искажение его результатов, поскольку люди они подневольные (и заинтересованные, так как педагогов, преподававших на русском языке, либо переквалифицировали, либо уволили. — Авт.). А позицию директора школы и начальника районо мы сейчас видим. Опрос, по моему мнению, должен проводиться под контролем депутатов».
Сомнения в качестве опроса выразили и другие депутаты. Один из депутатов заявил: «Я и без всяких опросов знаю, что 80% родителей хотят обучать своих детей на русском языке».
В комиссиях мнения касательно внесения проекта В. Сорокина в повестку дня разделились примерно поровну. Что же решат депутаты Киевского района? Распишутся в собственном бессилии и желании уйти от ответственности или смогут принять решение в интересах жителей, доверивших им это право?