После роскошных портретов королевской семьи придворный художник вдруг стал изображать мерзкие и подлые рожи.
В Харьковском художественном музее открылась выставка самых таинственных работ одного из выдающихся художников Европы – знаменитого испанского мастера живописи, графики и рисунка Франсиско Гойя.Харьковчанам впервые представили всемирно известную графическую серию художника «Капричос». Работы прибыли в Харьков из Киевского национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. В эту серию входят 80 графических работ, среди них – знаменитый лист «Сон разума рождает чудовищ».
– Гойя – художник эпохи Просвещения, который был знаменит как придворный художник, действительный член Королевской академии искусств и в то же время создавший необычную и до сих пор загадочную серию «Капричос» – испанские фантазии, – рассказывает директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина.
«Капричос» Гойя создавались в течение двух лет – в 1787-1788 гг. Эта серия выпала из его предыдущего формата: Гойя впервые работал не по заказу. Работы мастера очень тревожны, мрачны и ужасают чертовщиной и мерзкими персонажами в зверином обличье.
– Все предыдущее его творчество – портреты испанского королевского двора: позднее барокко с роскошью, парадностью и торжественностью, – поясняет Валентина Мызгина. – А в этот период он вступает в гротескное направление реализма. Думаю, это было желание исстрадавшейся души. Он видел вокруг себя грязь, подлость, но вынужден был создавать торжественные картины – и ему хотелось сделать что-то не на заказ, что мучило его душу.
И только делая эту серию, он выплескивал свои настроения. Это похоже на катарсис.
– Гойя говорил, что никто из нас себя не знает – вернее, никто себя не видит: отражение в зеркале – это не истинное видение, – добавляет заведующая отделом зарубежного искусства Художественного музея Татьяна Протасова. – Поэтому люди, которых он изобразил в серии «Капричос», в персонажах с дьявольскими и звериными лицами себя не узнали. Вероятно, Гойя на это и рассчитывал.
Инквизиция не добралась до Гойи – художник находился под защитой королевской семьи.
– Самое удивительное, что серию «Капричос» он подарил королю, – улыбается Татьяна Протасова.
Симптоматично, что после окончания работы над «Капричос» в 1792 г. Гойя тяжело заболел, причем до сих пор исследователи не могут определить, что это была за болезнь: у него начались приступы потери равновесия, потом он стал слепнуть, а когда эти симптомы исчезли, Гойя на время оглох. Болезнь возвращалась к нему несколько раз.
«Капричос» – одна из самых ярких загадок в мировом художественном наследии, которую исследователи разгадывают уже более 200 лет. Чтобы попытаться приоткрыть тайну Гойя – в его гравюры нужно погрузиться.
– Это не станковые гравюры, которые должны висеть на стене, – говорит директор художественного музея. – Человек должен вглядываться в эти произведения. Думаю, что эти работы Гойи сегодня очень актуальны. Нужно оглянуться вокруг и понять, что иной раз за нашими улыбками кроется совсем другое.
Выставка Гойи будет работать до 25 мая.