7 мая исполняется четверть века со дня открытия в Харьковском театре им. Т. Г. Шевченко малой сцены «Березiль».
Шевченковцы были одними из первых в Украине, кто рискнул создать экспериментальную театральную площадку.Идея родилась еще в 1970-х. До открытия малой сцены в театре украинской драмы было два репетиционных зала: имени Марии Заньковецкой и имени Марьяна Крушельницкого.
На воплощение мечты понадобилось 13 лет
– Репетиционный зал имени Марии Заньковецкой я помню с 1962 года, когда после харьковской «театралки» меня пригласили в шевченковскую труппу, – вспоминает народная артистка Украины Агнесса Дзвонарчук. – В зале висел большой портрет Марии Заньковецкой. Здесь проходили не только репетиции, но и творческие вечера. Здесь читал свои стихи Борис Чичибабин. Традиционные встречи с харьковскими поэтами назывались «У костра»: в качестве своеобразной декорации использовался маленький электрический костерок, который добавлял интимности этим теплым вечерам. В репетиционном зале имени Марии Заньковецкой шевченковцы устроили однажды вечер поэзии Тараса Шевченко.
В 1974 году главный художник театра Татьяна Медвидь впервые озвучила идею переоборудовать зал Марии Заньковецкой в малую сцену – захотелось экспериментов, качественно нового контакта со зрителем. Тогда замысел осуществить не удалось – это случилось лишь 13 лет спустя, когда главным режиссером был известный новатор и экспериментатор Александр Беляцкий. В 1987 году праздновали 100-летие со дня рождения основателя театра, реформатора украинской сцены Леся Курбаса. В этот юбилейный год и открылась малая сцена «Березiль». О том, что она будет называться именно так, никто не спорил – таким образом театр почтил память Леся Курбаса.
В репертуаре есть спектакли-долгожители
В основном зале театра им. Шевченко более 800 зрительских мест, в малом – их количество варьируется от 60 до 160. Татьяна Медвидь изначально задумала, что зрительный зал будет трансформироваться в зависимости от решения спектакля. Сегодня на малой сцене работает один вход в зрительный зал, но при необходимости могут использоваться и два.
«Березiль» открыл спектакль «Воронья роща» Алексадра Вампилова. С тех пор не было ни одного театрального сезона без премьеры на малой сцене. Зрители любят этот зал – как правило, все билеты на спектакли продаются. Сейчас в репертуаре «Березiля» есть спектакли-долгожители. Среди них – «Мина Мазайло» по пьесе Миколы Кулиша, в котором, к слову, и сегодня играют его первые исполнители.
Другой спектакль-старожил – «Оркестр» Жана Ануя. Очень популярна постановка «22 поцелуя, 4 обморока и 1 мигрень» по произведениям Чехова. Недавняя премьера – «Актерская гримерная» по пьесе Кунио Симидзу – тоже успела полюбиться харьковчанам.
Малая сцена – царство актера
– Актерам сложно было перейти с большой сцены на малую. Это разная специфика работы – на небольшой площадке не нужно форсировать голос, – считает завлит Харьковского государственного академического драматического театра им. Т.Г. Шевченко Елена Седунова. – Здесь нужно открывать душу зрителю, который наблюдает за игрой, находясь всего в нескольких шагах от актера. На малой сцене актеры вступают в тесный контакт со зрителями и играют в унисон с их реакцией. В вопросе о малых камерных сценах возникает дилемма: будет ли эта территория полигоном для режиссерских экспериментов или станет царством актеров. В театре им. Шевченко постановкой «Вороньей рощи» этот вопрос, на мой взгляд, был решен в пользу актеров – так выразительно и проникновенно они играли.
В «Вороньей роще» работали великолепные актеры: Леонид Тарабаринов, Василий Высовень, Агнесса Дзвонарчук, Петр Рачинский, Лидия Дибривна.
– Спектакль показал, что малую сцену можно использовать для любых жанров. Здесь уместны и фарс, и психологическая драма, и публицистика, – вспоминает дебют на малой сцене Агнесса Дзвонарчук. – Но зритель со всех сторон окружал актера, и в этой ситуации нужно было быть максимально правдивым. И все актеры, наверное, почувствовали, что малая сцена как раз и предполагает максимальную правду жизни.
– Поначалу играть на малой сцене было непривычно – ощущение совсем другое, – делится актер Петр Рачинский. – На большой сцене постоянно приходится себя контролировать: слышат ли тебя на галерке. На малой совершенно иная подача – здесь разговариваешь, как в жизни. Чувствуешь дыхание зала в буквальном понимании этого слова, слышны малейшие шорохи и любая реакция зрителя.
Впрочем, такая близость к зрителю имеет и «побочный эффект».
– Я очень волнуюсь, когда идет спектакль «Деньги» и в театр привозят школьников, – признается актер. – Семиклассники-восьмиклассники, сидящие в первом ряду, открывают бутылки с газировкой, шуршат упаковками от чипсов. Как можно играть, если это происходит в тридцати сантиметрах от актера? Был случай, когда учительница, сидевшая в первом ряду, разговаривала по телефону. Чего тогда ждать от детей?
Впрочем, настоящие ценители театра не путают зрительный зал с буфетом – они приходят в «Березіль» именно за ощущением камерности и за правдой жизни.