В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне 1960-1970-х годов.

В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке. В этом же году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.

Актеров в свой фильм Ростоцкий подбирал так, чтобы наверняка тронуть зрителя. И не прогадал с выбором: молодые артисты в один день стали звездами всесоюзного масштаба. Правда, для некоторых из них «Зори...» так и остались единственной ролью в кино.

По сценарию, старшине Федоту Васкову — 32 года. Солидный возраст по тем временам, да и сам Федот в фильме — уже немало повоевавший ветеран. Поэтому изначально на роль старшины режиссер планировал «взрослого», уже известного актера — Георгия Юматова или Вячеслава Тихонова. Но кинопробы не удались: признанные звезды отчего-то не смогли сыграть нужный режиссеру «нерв». В поисках «настоящего старшины» Ростоцкий с Васильевым пересмотрели десяток театральных актеров. В итоге старшиной стал актер Московского театра юного зрителя Андрей Мартынов. На момент начала съемок ему исполнилось всего 26 лет. После выхода «Зорь...», став знаменитым, Мартынов оставил театр ради кино. И не прогадал: впоследствии его запомнили по ролям «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Вечный зов», «Белый Бим Черное ухо», «Внимание! Всем постам...».

Молодая актриса Ольга Остроумова в роли Жени Комельковой видела свой шанс стать звездой. Ради Комельковой Ольга согласилась покраситься в рыжий цвет и по два часа ежедневно проводила с гримером, наносившим на нее слои меняющего лицо грима: по замыслу Ростоцкого, Женя должна была походить на Грету Гарбо. Но заветная роль сыграла с Ольгой злую шутку: режиссеры отказывались видеть ее вне образа «Женьки», а Остроумова больше не хотела его играть. Артистка не появлялась на экранах два года и мучительно переживала простой. Зато потом приглашения посыпались как из рога изобилия, сделав Ольгу Михайловну одной из самых востребованных актрис советского кино.

Начинающая актриса Ирина Долганова — тогда студентка Саратовского театрального училища, получила приглашение попробоваться на роль Сони Гурвич. Она прошла пробы и вернулась в Саратов. Причем, уезжая из Москвы, забыла оставить в киностудии свой адрес. Лишь через месяц ректор училища выдернул ее с занятий, потребовав: «Срочно отправляйся в Москву!» Премьера «Зорь...» для Ирины совпала с окончанием училища. Талантливую актрису (за роль Сони она получила премию Ленинского комсомола) звали остаться в Москве. Но Долганова выбрала карьеру в нижегородском театре. Фильм «...А зори здесь тихие» так и остался единственной киноработой в ее жизни.

Екатерина Маркова, сыгравшая Галю, вспоминает съемки со страхом: в сцене, где ее героиня гибла от пули, пиротехники просчитались, и вшитый в гимнастерку заряд взорвался слишком эффектно, порвав одежду в клочья. К счастью, актриса серьезно не пострадала.
Из-за этого ли случая или из-за чего-то другого, но в актрисах кино Маркова не задержалась: она снялась лишь в десятке малозаметных фильмов, предпочтя кинематографу театр и писательский труд.

Для актрисы Елены Драпеко роль Лизы Бричкиной тоже стала дебютом в кино. Поначалу амбициозная Леночка целилась сыграть красавицу Женю Комелькову и очень расстроилась, когда Станислав Ростоцкий предложил ей стеснительную деревенскую Лизу. «Зори...» стали для Елены отличным стартом: впоследствии она появилась в «Вечном зове», «Крахе инженера Гарина», «Одиноким предоставляется общежитие»... Впрочем, одним кино Драпеко решила не ограничиваться. С начала 1990-х, когда для советского кинематографа наступили тяжелые времена, Елена Григорьевна ударилась в политику. Сегодня она — депутат Госдумы России.

Молодая красавица Ирина Шевчук тоже мечтала стать «Женькой». Но на Ростоцкого впечатления не произвела. К счастью, Ирину заметил оператор фильма. Он то и уговорил режиссера попробовать девушку на роль Риты Осяниной. Через пять лет Шевчук сыграла еще в одном фильме Ростоцкого — «Белый Бим Черное ухо». Дальнейшая карьера актрисы сложилась удачно: она снялась еще в паре десятков фильмов, довольно успешно попробовала себя в амплуа театрального режиссера и сейчас является гендиректором кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок».

Фильм «А зори здесь тихие» стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. Картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1973 года — её посмотрело около 66 миллионов человек. В советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы. В настоящее время входит в образовательную программу российских вузов по специальности «журналистика».