Если бы в Украине был принят закон о присвоении городам звания «Город воинской славы», первым претендентом стал бы Харьков – обильно политый кровью в жесточайших боях, кузница военных кадров и арсенал боевой техники. Город не только достоин этого звания, но и нуждается в нем, считают харьковчане.

«Харьковчане умирали, но в услужение к немцам не шли...»


Участник войны Виталий Друцко, переживший две оккупации Харькова, своими глазами видел, какое сопротивление оказывал наш город фашистским захватчикам.

– Взрыв дома Косиора, где погиб комендант Харькова генерал-лейтенант Георг фон Браун, – приводит пример очевидец. – Харьковские подпольщики «срисовали» ситуацию, передали ее в центр, и когда в немецкой комендатуре находилось наибольшее количество фашистов, в том числе сам фон Браун и его заместители, была взорвана мина с радиоуправлением – все они погибли. Наутро город был увешан трупами с табличками «Наказание за взрыв мин». Было взято несколько сотен заложников, которых поместили в подвал сгоревшего здания гостиницы «Интернациональ» (ныне – «Харьков») -- все эти люди погибли. На балконе здания, где сейчас находится облгосадминистрация, все время висели трупы партизан. Все это я видел своими глазами... Но Харьков продолжал сопротивляться.

Люди умирали, но в услужение к немцам не шли, вспоминает свое детство в оккупированном Харькове Александра Ланина.

– Февраль 1942-го. Чтобы выжить, мы шили и продавали бурки – стеганые тряпичные валенки, – рассказывает харьковчанка. – Мать покупала на базаре старье – пальто, шинели, бумазейные одеяла. Мы это все распарывали, светлые вещи окрашивали в черный цвет, потом вырезали детали, похожие на огромный носок. Я выкраивала подкладку, настилала на изнанку верхней части вату, приметывала. Мама прострачивала и сшивала две половинки тесьмой, предварительно настрочив на пятки и носки уголки дермантина. Затем эти две половинки сшивались вручную. А выворачивали на лицо уже вечером – это можно было делать и без света. Толстенные носки плохо поддавались слабым детским рукам, но вывернуть их было нужно – завтра базарный день....

Продав изделия, мать снова покупала старье – и опять все сначала: в пыли, в сырости. От постоянного пара во время окрашивания и сушки в доме не было ни одного сухого угла. И все это – за непропеченные лепешки и кукурузную кашу без масла.

«Важно, чтобы новые поколения не забывали о войне»


Невозможно недооценивать заслуги Харькова и в обеспечении Советской Армии военной техникой и боеприпасами. Виталий Друцко напоминает, что в нашем городе родился танк Т-34 – его выпуск на 75-м заводе (ныне завод им. Малышева) был начат как раз перед войной.

– А сразу же после освобождения Харькова 23 августа 1943 года у нас уже началась сборка истребителей «Як», – продолжает очевидец. – По Сумской буквально эшелонами шли разборные части самолетов, которые собирались на авиазаводе.

Чем дальше вглубь истории уходят эти события, тем острее их участники осознают трагедию и героизм Харькова, его жителей, защитников и освободителей.

– Нужно, чтобы новые поколения не забывали о Великой Победе и об огромных жертвах, принесенных на алтарь нашим народом. Харькову должно быть присвоено звание «Город воинской славы», – уверен Виталий Друцко.

«Харьков незаслуженно обделен наградами»


Инициативу фронтовиков поддерживают и областные власти, и депутаты.

– У нас давно налажена конструктивная работа почти со всеми ветеранскими организациями, и идею о присвоении Харькову звания «Город воинской славы» я поддерживаю двумя руками, – говорит губернатор Михаил Добкин. – Если такой закон примет Верховная Рада, мы будем всячески поддерживать инициативу ветеранов. Думаю, Харьков незаслуженно обделен наградами за свое военное прошлое. События, которые разворачивались здесь в 1941--1943 гг., дают все основания говорить, что и люди, живущие в этом городе, и сам город заслуживают самых высоких воинских наград вплоть до звания «Город-герой».

Председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов обратился к председателю Верховной Рады Владимиру Литвину с просьбой рассмотреть вопрос о разработке законопроекта об учреждении новой государственной награды -- почетного звания «Город воинской славы».

– Одной из форм увековечения знаменательных военных событий является присвоение почетного звания «Город воинской славы» тем городам, на территории которых разворачивались судьбоносные стратегические военные операции, завершение которых стало весомым вкладом в окончательный разгром фашистской Германии, -- говорится в письме, направленном спикеру. – Надеемся, что с принятием такого закона Харьков и другие города боевой славы Украины получат достойное признание их вклада в защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны.

В России закон работает уже несколько лет


По словам военного историка Валерия Вохмянина, в России статус «Город воинской славы» присваивается населенным пунктам еще с 2007 года.

– Там уже больше трех десятков городов носит это звание. Областные центры, которые находятся на европейской части, где прошли немцы, закончились – теперь статус получают даже районные центры. То есть, как по мне, уже идет обесценивание этого звания, – говорит историк.

Валерий Вохмянин считает, что статья закона о присвоении геройского звания в России сформулирована некорректно.

– «Присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость, героизм...», – цитирует он. – О Великой Отечественной здесь нет ни слова. Получается, что под эту формулировку подходит любая война.

Если соответствующий закон будет приниматься в Украине, подчеркивает историк, формулировка должна быть грамотной – должно быть четко прописано, за что и кому присваивается звание.