Генеральная прокуратура, Служба безопасности, Министерство образования и науки, Министерство культуры и туризма Украины являются самыми закрытыми государственными структурами Украины.

Такие выводы сделал сегодня на пресс-конференции в Пресс-центре ЛІГАБізнесІнформ исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимир Яворский, комментируя результаты получения ответов на многочисленные информационные запросы.
Как передает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, самым закрытым органом власти, по словам В.Яворского, является Генеральная прокуратура Украины, где "практически отсутствует официальное предоставление информации, нет открытого доступа к нормативным актам прокуратуры и зафиксировано больше всего отказов предоставления информации по запросам".
Закрытость данного ведомства обеспечена, как указал руководитель Украинского Хельсинского союза, законодательно, в частности, приказом Генпрокурора Украины "Перечень создаваемых в деятельности органов прокуратуры Украины документов, содержащих конфиденциальную информацию, которым предоставляется гриф ограничения доступа "Для служебного пользования" от 28 декабря 2002 года N89. "Этот документ явно противоречит редакции Закона "Об информации", поскольку на основе приказа Генпрокуратура засекречивает информацию о нарушении прав и свобод, результаты специальных проверок и другую общественно-необходимую информацию. По моему мнению, все нормативные акты прокуратуры должны регистрироваться в Министерстве юстиции Украины, также как и других органов государственной исполнительной власти", - сказал В.Яворский.
Он отметил, что растет количество документов с грифом "совершенно секретно" и в СБУ, которое в 2005 году засекретило данные о количестве выданных разрешений на прослушивание. Также В.Яворский отметил тенденцию засекречивания документов или судебных процессов, в которых только отдельная часть относится к государственной тайне.
К закрытым ведомствам Украины, по словам исполнительного директора Украинского Хельсинкого союза, относятся также Минобразования и Министерство культуры и туризма в связи с тем, что большинство информационных обращений, подаваемых на протяжении двух лет, просто игнорировались. В то же время к наиболее открытым органом власти, согласно исследованию, стала Государственная судебная администрации Украины, которая удовлетворила все запросы.
Проблемы закрытости и недоступности к информации госорганов В.Яворский связывает как с украинским законодательством, так и с практикой его выполнения. Адвокат Украинского Хельсинского союза Вячеслав Якубенко, говоря о законодательных проблемах доступа к информации, отметил необходимость принятия нового Закона об информации, который должен включать все аспекты реализации права на доступ к информации.
Правозащитники также напомнили, что Президент и Кабинет Министров так и не открыли гражданские "незаконно засекреченные" правовые акты под грифом "не для печати" и "опубликованию не подлежит", в которых якобы "скрываются многочисленные факты коррупции прошлых режимов".
Одной из основных проблем доступа к информации, по словам В.Яворского, остается отсутствие реестра существующей информации в органах госвласти и местного самоуправления. "Без наличия таких реестров, право на информацию становится мифическим, поскольку граждане не знают, какая информация и в каком органе она находится", - добавил он.