Вчера премьер-министр Виктор Янукович заявил, что "Укрзализныця" близка к банкротству, а ее долги превысили 7 млрд грн. По его словам, до столь плачевного состояния предприятие довели его бывшие руководители, возглавлявшие "Укрзализныцю" в последние полтора года. Эксперты считают, что "Укрзализныця" без особых затруднений может рассчитаться со всеми долгами, но только в случае, если государство перестанет воспринимать предприятие как главного донора госбюджета.

Премьер-министр Виктор Янукович, выступая вчера на расширенном заседании Кабинета министров, выразил "особую обеспокоенность" финансовым состоянием "Укрзализныци", долги которой превысили 7 млрд грн. По его словам, причиной возникновения долгов стали "избыточная финансовая нагрузка и полуторагодичное преступное хозяйствование", которые поставили "Укрзализныцю" на грань банкротства. Напомним, что до назначения в прошлом месяце Владимира Козака генеральным директором "Укрзализныци" это предприятие возглавляли Василий Гладких (с ноября 2005 года по август 2006 года) и Зенко Афтаназив (с марта 2005-го по ноябрь 2005 года).
Обвинения в адрес руководства "Укрзализныци" не новы. Напомним, что после того, как на должность главы ведомства был назначен Василий Гладких, бывший министр транспорта Евгений Червоненко высказывал свое недоумение по поводу этого назначения. "Его выгнал даже Кирпа (Георгий Кирпа, министр транспорта в первом правительстве Виктора Януковича.–Ъ). Железнодорожники в шоке",– передало тогда слова господина Червоненко интернет-издание "Украинская правда". Напомним, что в августе этого года министр внутренних дел Юрий Луценко обвинил "Укрзализныцю" в хищениях на сумму 2 млрд грн. В ответ на обвинения МВД господин Гладких заявлял о намерении начать забастовку.
Связаться вчера с господином Афтаназивым вчера не удалось. Бывший министр транспорта и связи Евгений Червоненко (февраль-сентябрь 2005 года) заявил, что на момент его ухода с поста руководителя Минтранса у "Укрзализныци" были "нормальные финансовые показатели". По его словам, господин Гладких принимал предприятие "с профицитом", а уже летом дефицит оборотных средств достиг 4 млрд грн.
Впрочем, сам господин Гладких не признает никаких обвинений и указывает на то, что значительная часть долгов образовалась еще до его назначения гендиректором "Укрзализныци". "Вероятно, Янукович в названную цифру включил и долги, образовавшиеся вследствие строительства нового железнодорожного моста в Киеве. А ведь это он, будучи премьером, подписывал решение о начале строительства этого моста",– отметил господин Гладких.
Строительство железнодорожно-автомобильного моста (ЖДАМ) через Днепр на участке Киев-Московский–Дарница было начато в 2004 году по инициативе занимавшего тогда должность министра транспорта Георгия Кирпы. В марте 2005 года бывший гендиректор "Укрзализныци" Зенко Афтаназив заявил о нецелевом использовании средств для его строительства в размере 1,7 млрд грн. На сегодня выполнено только 25% от всего объема работ, а на достройку моста, по данным экспертов, необходимо 7,4 млрд грн, тогда как правительство планировало построить ЖДАМ за 3,9 млрд грн.
В "Укрзализныце" подтвердили, что общая сумма долгов превышает 7 млрд грн. Более половины этой суммы – задолженность по строительству нового моста. "Долги образовались в основном за счет кредитов, которые привлекало предприятие под различные проекты",– рассказала пресс-секретарь "Укрзализныци" Оксана Макаренко. По ее словам, 1,1 млрд грн – это краткосрочные обязательства, а еще 4 млрд грн – долгосрочные.
По мнению экспертов, "Укрзализныця" без особых трудностей смогла бы погасить свои долги при соблюдении некоторых условий. "У предприятия довольно много денег. Государству надо определиться, сколько же брать с "Укрзализныци", исходя не из нужд государственного бюджета, а из тех возможностей, которые есть у предприятия",– считает руководитель проектов и программ Международного центра перспективных исследований Александр Лях.

Справка

Чем занимался Василий Гладких в "Укрзализныце"
В декабре 2005 года "Укрзализныця" назвала внедрение скоростного движения приоритетным направлением железнодорожного ведомства в 2006 году.
В январе 2006 года впервые на Украине по маршруту Двуречное–Харьков-Пассажирский (Южная железная дорога – ЮЖД) был запущен новый железнодорожный транспорт – рельсовый автобус.
В феврале Министерство транспорта и связи заявило о намерении запустить в 2006 году поезд, развивающий скорость до 250-300 км в час. По словам Василия Гладких, такие поезда будет курсировать на ЮЖД уже до конца 2007 года.
Весной "Укрзализныця" рассматривала возможность ввести обязательную дополнительную услугу – питание пассажиров.
В мае "Укрзализныця" заявила о намерении закупить в течение 2006-2008 годов серию финских скоростных составов Pendolino с перспективным их переходом на украинское производство.