Этим летом бутылированная вода в Украине станет дороже на 30-50%

Приход летнего тепла – золотое время для продавцов воды. Например, спрос на бутылированную воду (в емкостях 18,9 л) с доставкой на дом или в офис в этот период увеличивается в разы. Интересно, что в последнее время, по наблюдениям экспертов, рынок бутылированной воды растет преимущественно за счет домохозяйств. Если до кризиса соотношение доставки воды в дома и офисы было 40% на 60%, то сегодня оно выровнялось – 50% на 50%.

Однако потребителей поджидает неприятный сюрприз - ценовой скачок - в течение последнего года цены на нее выросли на 25-40%. Как показал телефонный опрос компаний-производителей, сегодня средние цены на бутылированную воду с доставкой в Киеве составляют от 38 грн. до 50 грн. за один бутыль. При этом еще год назад цены на аналогичную продукцию находились в диапазоне 22-27 грн.

Как ни странно, но стоимость самого сырья (воды) абсолютно здесь ни при чем. Тарифы на разработку недр (артезианских скважин, из которых компании должны добывать эту воду) не менялись вот уже четыре года подряд. Равно как и стоимость воды, используемой компаниями в производственном процессе (например, для мойки бутылей). Она дорожала в последний раз два года назад.

Виновником такого ценового скачка эксперты называют нефть и продукты ее переработки. Так, по словам президента Ассоциации бутылированных вод Украины Игоря Пастуха, среди причин на первом месте – топливо, которым заправляют автомобили, занимающиеся доставкой воды.

«Подорожание бензина, солярки и дизеля негативно отразилось на цене воды для конечного потребителя. Сюда же добавляются и затраты на обслуживание автомобилей», – объясняет он.

На втором месте среди «виноватых» – поликарбонатная тара, из которой изготавливаются бутыли. И хотя производитель бутылей гарантирует, что при соблюдении условий хранения бутыли могут работать по 40-60 циклов, в большинстве компаний их замену осуществляют гораздо чаще. Ежемесячный процент списания тары - порядка 7% от общего количества бутылей.

«Изменение на рынке нефти и нефтепродуктов автоматически повлекло за собой рост этого химического сырья», – уточняет Игорь Пастух.

Независимые же эксперты считают, что у производителей сейчас проснулся не совсем здоровый аппетит.

«На неблагоприятные внешние факторы компании реагируют увеличением цен для конечных потребителей. Поднятие на 5% одной из составляющих себестоимости для конечного потребителя выливается в дополнительные 15% цены на доставленную воду. В результате сегодня столичным производителям бутыль воды обходится в 10-15 грн., а продают они его - по 40-45 грн.», – говорит директор консалтинговой компании HOD-idea Николай Гуртовенко.

Кстати, по утверждению Николая Гуртовенко, из работающих в настоящее время на столичном рынке 70 поставщиков бутылированной воды, лишь полтора десятка имеют собственные артезианские скважины: «Свыше полусотни компаний берут воду из-под крана и просто прогоняют ее через установку обратного осмоса». Сначала они получают дистиллированную воду, затем насыщают ее необходимыми солями и минералами.

Как отмечает Игорь Пастух, настораживать потребителей должна, в первую очередь, более низкая цена. Сегодня за 30-35 грн. зачастую предлагается не артезианская питьевая вода, а вода, фильтрованная по технологии обратного осмоса, или обычная дочищенная водопроводная.