Гость «Прямой телефонной линии» — начальник управления по вопросам предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка Харьковского горсовета Андрей Белогрищенко. Назвать киоск МАФом — «малой архитектурной формой» — мог только человек, далекий от архитектуры и искусства. Тем не менее харьковчане вынуждены пользоваться этим словом, чтобы высказать на «Прямой телефонной линии» свое отношение к киоскам и мелкорозничной торговле нашему гостю — начальнику управления по вопросам предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка Андрею Белогрищенко.

— Добрый день! Меня зовут Наталия Степановна. Недавний конфликт властей с владельцами МАФов показал, что даже благие намерения по наведению порядка в городе нужно воплощать в жизнь более цивилизованно, с проведением разъяснительной работы как среди предпринимателей, так и среди жителей города. А не так: приехали, погрузили киоск, поругались и все…
— Здравствуйте, Наталия Степановна! Я считаю, что имел место конфликт не между городом и владельцами малых архитектурных форм, а между мелким предпринимателем и законодательной базой. Как раз по этому вопросу завтра (29 сентября. — Прим. ред.) в горисполкоме состоятся общественные слушания на тему: «О целесообразности размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности на территории г. Харькова». Мы готовы выслушать мнение предпринимателей, жителей города и общественных организаций. Это первые общественные слушания, которые касаются целесообразности установки малых архитектурных форм в Харькове.
Проблема мелкорозничной торговли будет решаться так, чтобы предпринимателям было выгодно и удобно работать и в то же время учитывались интересы харьковчан. Если говорить откровенно, подобная торговля отживает, она не отвечает современным условиям и необходима только там, где существует дефицит торговых сетей. В Харькове такие районы есть. Например, в частном секторе до ближайшего магазина — от 800 метров до километра. Вот там мы и будем предлагать устанавливать МАФы.
В целом количество малых архитектурных форм, которые сегодня вошли в законодательное поле, заключили договоры или находятся на этой стадии, увеличилось практически в два раза, то есть более тысячи МАФов. Я думаю, сейчас они чувствуют себя спокойно. Часть вопросов по отводу земли была решена на вчерашней сессии (прошла 27 сентября. — Прим. ред.) горсовета. Общая картина показывает — начиная от поступления денег и заканчивая теми, кто оформил документы, что состояние дел с МАФами в городе кардинально изменилось к лучшему.
— Меня зовут Алексей, предприниматель. Я установил киоск на законных основаниях, получил ордер. А когда дело коснулось отвода земли, оказалось, что МАФ стоит на сетях. Что мне делать? Ликвидировать свой бизнес?
— Действительно, такие случаи имеют место. Предприниматель начинает оформлять документы, чтобы на первой сессии горсовета получить разрешение на проект землеотвода. Но потом оказывается, что его киоск стоит на местах, где находятся системы канализации, водо- или газоснабжения, разные кабели. Раньше киоски устанавливались без отвода земель, потому что не было земельного законодательства. Затем был принят Земельный кодекс, и с 2003 года прокуратура начала требовать выполнения закона. Соответственно, предприниматель оказался поставлен перед фактом: под МАФы должен быть отведен земельный участок. А это — затраты, дополнительные средства на выполнение проекта землеотвода. И владельцев МАФов понять можно.
Я думаю, сегодня надо идти совершенно по другому пути. Надо предлагать предпринимателям места, где они могут, при желании, отводить землю. Департамент градостроения, архитектуры и земельных отношений должен подбирать альтернативные места. Это непросто — таких мест немного. Может быть, на конкурсной основе. Но предприниматель будет уверен, что, вкладывая деньги в отвод земли, он гарантированно ее получит. До конца этого года будут внесены изменения в порядок, который был утвержден в положении о предоставлении земельных участков под МАФы.
Очень хотелось бы найти поддержку депутатского корпуса Верховной Рады, который мог бы значительно облегчить проблемы малого бизнеса. Необходимо внести изменения в Земельный кодекс. Потому что неправильно, когда процедура отвода земельного участка под МАФы — временные строения без фундамента — точно такая же, как для супермаркета. Проблема МАФов, кстати, характерна не для всех городов Украины. Сегодня это головная боль Харькова — такого количества киосков на душу населения вы не найдете нигде на Украине.
— Андрей Иванович, подскажите, каким образом можно бороться с торговыми точками, которые нарушают закон о тишине. Мы живем в микрорайоне, где рядом с домом круглосуточно работают два продовольственных магазина, а в них находятся бильярд и бар.
— Я предлагаю вам написать заявление в управление по вопросам предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка Харьковского горсовета на мое имя. Мы находимся по адресу: ул. Чернышевская, 26.
— Меня зовут Юля, я живу на Пушкинской. Скажите, почему в центре города фактически не осталось продуктовых магазинов? Вы будете как-то стимулировать предпринимателей открывать меньше бутиков и больше обычных продовольственных магазинов?
— Когда мы в центре города убирали киоски, в том числе продовольственные, то предложили предпринимателям переместить МАФы в другие места. Теперь необходимость присутствия определенных торговых точек на центральных улицах будет определять комиссия, в которую входит представитель депутатского корпуса. Не чиновник будет «раздавать» и решать, кому можно, кому нельзя, а комиссия. Эти торговые точки должны компенсировать существующий дефицит продажи продуктов. Кроме того, мы будем предлагать там, где строятся жилые дома в центре города, размещать в них продовольственные магазины. С другой стороны, сам рынок уже начал регулировать проблему нехватки продовольственных торговых точек. На Пушкинской некоторые парфюмерные магазины перепрофилировались в продуктовые. Мы будем предлагать предпринимателям учитывать наш анализ рынка торгового и общественного питания, перенасыщенность предприятиями по продаже непродовольственных товаров и предприятиями общественного питания. Мы эту информацию опубликуем, чтобы помочь таким образом предпринимателям определить, куда лучше вкладывать деньги, как вести бизнес, чем насыщать рынок.
— Я Дмитрий Игоревич, вопрос такой: до каких пор у нас будут работать «однорукие бандиты» — игровые автоматы — и наблюдаться засилье сигаретных киосков? Кто-нибудь думает о подростках, об их будущем? Неужели нельзя все это убрать подальше с глаз долой?
— Дмитрий Игоревич, мы сегодня принимаем меры к тому, чтобы областная госадминистрация ограничила выдачу лицензий торговым объектам, не соответствующим лицензионным условиям. Это павильоны возле больниц, школ, на рынках. К сожалению, управление по вопросам предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка Харьковского горсовета не выдает лицензии. Но мы инициировали создание рабочей группы с участием областной администрации, депутатского корпуса, представителей общественности и налоговых служб, чтобы выработать систему решений. И чтобы интересы жителей учитывались предпринимателями. Потому что в то время, когда размещались автоматы, никто жителей не спрашивал, не интересовался их мнением. Хотелось бы, чтобы к этим вопросам подключилась налоговая, которая выдает торговый патент на игровые автоматы, и областная администрация (управление культуры), которая выдает лицензии. Ни район, ни город сегодня не выдает ни одного разрешительного документа по размещению игрового бизнеса.
— А сигаретные киоски?
— Их количество будет сокращаться. Мы решили, что вблизи школ, в спальных районах таким МАФам не будут продлены договоры. Перечень таких объектов составлен, и мы будем постепенно, с этого месяца, сокращать их количество. Кстати, нам жалуются директора школ, что ученики заменяют нормальный обед сухариками и чипсами, портят желудки. Поэтому мы будем идти по пути сокращения МАФов вблизи школ и больниц.
— Меня зовут Антон. Вы собираетесь что-то делать с торговцами, которые оккупировали все входы-выходы метро и буквально путаются у спешащих людей под ногами?
— Да, количество стихийных рынков огромно — возле каждого выхода из метро, около действующих рынков, у перекрестков и остановок. Здесь есть несколько путей, по которым можно решать эти вопросы. Первое направление — выяснить причину. Значит, этой услуги нет рядом. Поэтому можно предложить магазинам, торговым предприятиям, которые расположены рядом, предоставить эту услугу. Причем на более качественном уровне. Посмотрите, чем торгуют на стихийных рынках — овощами, зеленью, сезонными продуктами. Сегодня ряд магазинов также начал размещать у себя небольшие овощные отделы. Второе. Нужно посмотреть: если территория стихийного рынка пригодна для освоения — отвести ее под «законный» рынок. Третий путь — добиться того, чтобы на всех рынках были отведены места для тех же бабушек-дедушек, торгующих недорогим товаром — зеленью, овощами с огородов. Чтобы те, кто не может платить большой рыночный сбор, — люди пожилого возраста, инвалиды — могли получить места на рынках и продавать какое-то небольшое количество своей продукции. Сегодня было проведено совещание, на котором принято решение о внесении изменений в порядок работы рынков на территории города Харькова, в том числе по отведению не менее 5 % рыночных мест для социально незащищенных групп населения. Это решение должно быть принято депутатским корпусом на сессии горсовета. После этого никто не будет их гонять, требовать, чтобы они ушли и забрали товар.

Личное дело
Белогрищенко Андрей Иванович — начальник управления по вопросам предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка Харьковского горсовета с августа 2006 г.
Родился 12 ноября 1965 г. в Харькове. Окончил Харьковскую СШ № 139. Окончил Сумской сельхозинститут (по специальности «механизация сельского хозяйства»), Харьковский государственный технический университет сельского хозяйства (по специальности «философия общения людей и менеджмент»), Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина (по специальности «международная экономика»).
В 1987 г. работал в Сумском областном производственном объединении «Сумыспецсельхозремонт». С 1988 по 1990 гг. — инструктор Ковпаковского райкома ЛКСМ Украины. С 1990 по 1993 гг. — аспирант Харьковского института общественного питания. С 1993 по 1995 гг. — старший преподаватель кафедры оборудования Харьковского института общественного питания. В 1995 г. — главный специалист Главного управления экономического развития исполкома Харьковского горсовета. С 1995 по 1998 гг. — старший преподаватель, доцент кафедры оборудования, заведующий научно-исследовательской лабораторией Харьковской государственной Академии технологии и организации питания. С 1998 по 2001 гг. — помощник-консультант народного депутата Украины. С 2001 по 2002 гг. — доцент кафедры механизации переработки и хранения сельскохозяйственной продукции Харьковского государственного технического университета сельского хозяйства. С 2002 по 2005 гг. — генеральный директор ООО «ТАВАССО». С 2005 по 2006 гг. — председатель районной госадминистрации Боровского района. С 2006 г. — заместитель директора Департамента экономики и коммунального имущества — начальник управления по вопросам предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка Харьковского горсовета.
Кандидат технических наук. Депутат Боровского районного совета. Член партии «Народный Союз «Наша Украина». Воспитывает двух сыновей — Сергея и Алексея.
Хобби — театр («в театре им. Пушкина просмотрел все спектакли, какие там были») и научно-популярная литература.